Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Методические основы начального обучения приемам техники владения мячом в водном поло


Дискуссии на тему отставания отечественных ватерпольных команд от ведущих школ мирового водного поло по разделу техники владения мячом ведутся специалистами давно. Выдвигаются самые разнообразные версии подобного положения дел. Однако единого мнения до сего времени не выработано.

В представленной статье предпринята попытка обосновать гипотезу, раскрывающую комплекс причин, по которым отставание становится возможным. С другой стороны предлагается ряд мер по преодолению данной проблемы.

Как известно, в процессе обучения отдельному двигательному действию до стадии навыка можно выделить три этапа. На первом происходит начальное разучивание и образовывается умение воспроизводить действие в общей форме. Второй этап характеризуется детальным разучиванием, и умение постепенно переходит в навык. На третьем этапе двигательное действие закрепляется и совершенствуется до формирования прочного навыка.

Одна из причин по которой у занимающихся спортивных школ по водному поло не формируется прочный навык является на наш взгляд отсутствие должного времени и тренировочных средств на том или ином этапе обучения.

Второй причиной может являться не оптимальная схема построения тренировочного урока на этапе детального разучивания приема. Как показывает практика наиболее часто встречающимися формами тренировочных уроков является комплексное занятие, при котором упражнениям начального обучения предшествуют тренировочные задания плавательной подготовки. Поэтому освоение новых сложно координационных движений техники владения мячом происходит уже на фоне определенного физического и сенсорного утомления. Следует учитывать опыт обучения в видах спорта на координацию, где освоение новых движений происходит после специфической разминки на фоне физической и психической свежести.

Третьей причиной может являться несоблюдение физиологически обусловленных принципов обучения. В частности принципа постепенности усложнения техники движений. Это приводит к неверному выбор методов обучения на этапе начального разучивания. Большинство приемов техники владения мячом в водном поло представляют собой сложно координационное действие, включающее в себя плавательные умения и навыки. Поэтому представляется закономерным при освоении данных двигательных действий применять методы обучения по элементам с применением подготовительных упражнений. В практике же чаще применяется целостный или целостно-раздельный методы.

Как известно между уровнем технической подготовленности и уровнем развития физических качеств существует тесная взаимосвязь. В честности большое значение имеют такие физические качества как сила, гибкость и ловкость. Результаты тестирования юношеских команд, участниц Первенства России сезона 2005 года показывают, что наиболее проблемными с точки зрения соответствия модельным значениям являются показатели тестов характеризующих гибкость и уровень технической оснащенности спортсменов по разделу техники владения мячом. Результаты тестирования позволяют предположить, что одной из причин заметного отставания степени технической подготовленности ватерполистов ДЮСШ от должного уровня является недостаточное развитие такого физического качества как гибкость.

Кроме того, определенные причины могут иметь «отставленный» эффект. Как известно наиболее оптимальными границами для развития гибкости и координационных способностей является возраст 8-12 лет у девочек и 8-13 у юношей.

Недостаточное внимание упражнениям направленными на развитие гибкости на определенном этапе обучения в ДЮСШ может сказаться и сказывается гораздо позже.

Методика обучение техническим приемам

Программами обучения в системе детско-юношеских школ предусматривается обучение занимающихся уже умеющих плавать, владеющих навыками плавания и не умеющих плавать. В зависимости от этого формируются группы начальной подготовки и корректируется процесс начального обучения технике.

При обучении технике спортивных способов плавания используются традиционные методики обучения, применяемые в водных видах спорта. Особенностью обучения в водном поло является параллельная работа над освоением способов передвижения и приемами техники владения мячом.

Учитывая общепедагогические дидактические принципы, процесс обучения приёмам техники владения мячом подразумевает набор конкретных упражнений для каждого технического действия (Табл.1).

Таблица 1. Классификация упражнений по начальному обучению приемам техники владения мячом

На суше (подводящие) В воде с опорой на мелкое место В воде с опорой на воду
Упражнения без мяча (подводящие)
Упражнения с мячом
Упражнения без передвижения
Упражнения с передвижением

Подбор этих упражнений обуславливается несколькими фактора. Одним из важнейших при этом является сложность двигательного действия при выполнении приёма. Процесс обучения подразумевает выполнение обучающих упражнений выполняемых сначала на суше (подводящие) и затем в воде, с постепенным подведением к тем условиям, в которых прием выполняется во время игры. Таким образом, процесс обучения представляет собой набор методических приемов и конкретных упражнений со ступенчато возрастающими требованиями по мере приближения к должной структуре осваиваемого двигательного действия. Таких ступеней в зависимости от условий выполнения упражнений можно выделить 12. Разберем пример подбора обучающих упражнений при освоении такого технически сложного приема как толчок мяча (табл. 2).

Таблица 2. Обучающие упражнения для освоения приема толчок мяча

Ступень Условия выполнения упражнений Упражнения
1 Выполняются без мяча (имитация) на суше без передвижения 1-3
2 Выполняются без мяча (имитация) на суше с элементами передвижений 4,5
3 Выполняются с мячом на суше стоя на месте 6-17
4 Выполняются с мячом на суше с элементами передвижений 18-22
5 Выполняются в воде с опорой на мелкое место без мяча (имитация) на месте 23-34
6 Выполняются в воде с опорой на мелкое место без мяча (имитация) с элементами передвижений 35-38
7 Выполняются в воде с опорой на мелкое место с мячом на месте 39-44
7 Выполняются в воде с опорой на мелкое место с мячом на месте 39-44
8 Выполняются в воде с опорой на мелкое место с мячом с элементами передвижений 45-48
9 Выполняются с опорой на воду без мяча на месте 49-54
10 Выполняются с опорой на воду без мяча с элементами передвижений 55-56
11 Выполняются с мячом с опорой на воду на месте 57-62
12 Выполняются с мячом с опорой на воду с элементами передвижений 63-74
  1. стоя на месте, наклон вперед, правая рука впереди в положении захвата, левая рука вытянута вперед ладонью вверх; выполнять имитацию гребковых движений правой рукой с фиксаци¬ей в исходном положении через 4-3-2 цикла движений рук; при фиксации левой правая продолжает движения (то же с имитацией гребковых движений левой рукой);
  2. стоя на месте, наклон вперед, правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх, левая рука впереди в положении захвата; выполнить имитацию гребковых дви¬жений левой рукой (то же правой рукой);
  3. стоя на месте, наклон вперед, правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх, выполнять гребковые движения левой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони правой руки (то же с выталкиванием мяча с ладони ле¬вой руки);
  4. в движении по залу, наклон вперед, передвигаться с ими¬тацией гребковых движений руками, как при плавании кролем (на один шаг правой ноги - гребок левой руки; на один шаг левой ноги - гребок правой руки);
  5. в движении по залу, наклон вперед, выполнить гребковые движения девой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони правой руки (то же с выталкиванием мяча с ладони левой руки);
  6. стоя на месте, наклон вперед, правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони; выполнить гребковые движения левой рукой с выталкиванием мяча с ладони правой руки (то же с выталкиванием мяча с ладони левой руки);
  7. стоя на месте, наклон вперед, правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони; выпол¬нить подброс мяча правой рукой в сочетании с гребковыми движе-ниями левой руки и выталкиванием мяча кистью (то же в сочетания с гребковыми движениями правой руки);
  8. стоя на месте, наклон вперед, правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони, взять мяч левой рукой с поворотом кисти и выполнить выталкивание;
  9. стоя на месте, выполнять удары баскетбольного мяча об пол за счет движений кистью правой руки (то же за счет движений кистью левой руки);
  10. стоя на месте, выполнять удары баскетбольного мяча об пол за счет движений кистью я предплечьем правой руки (то же за счет движений кистью и предплечьем левой руки);
  11. стоя на месте, выполнять удары двумя баскетбольными мячами об пол за счет движений одновременно правой и девой рукой;
  12. стоя на месте, выполнять удары двумя баскетбольными мячами об под за счет движений попеременно правой и левой рукой;
  13. стоя на месте, выполнять жонглирование двумя мячами;
  14. стоя на расстоянии 2 м в паре с партнером, выполнить прием-передачу мяча правой рукой (то же левой рукой);
  15. стоя на расстоянии 2м в паре с партнером, выполнить прием-передачу двумя мячами одновременно правой и левой рукой (то же выполнить прием-передачу двумя мячами попеременно правой и левой рукой);
  16. стоя на расстоянии 2 м в паре с партнером, выполнить подброс мяча правой рукой в сочетании с проносом левой руки и выталкиванием мяча кистью (то же выполнить подброс мяча левой рукой);
  17. стоя на расстоянии 2 м в паре с партнером, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони; взять мяч левой рукой с поворотом кисти и выполнить выталкивание партнеру;
  18. в движении по залу выполнить баскетбольное ведение мяча правой рукой (то же левой рукой);
  19. в движении по залу выполнить баскетбольное ведение мяча попеременно правой и левой рукой;
  20. в движении по залу выполнить баскетбольное ведение двух мячей одновременно правой и левой рукой;
  21. выполнить ведение двух баскетбольных мячей поперемен¬но правой и левой рукой с движением по залу и передачей мячей партнеру после отскока от пода (то же одновременно правой и левой рукой);
  22. выполнить жонглирование двумя мячами в движении по заду и с передачей мячей партнеру после подбрасывания;
  23. стоя на дне бассейна с опорой на дно наклон вперед до касания плечами поверхности воды; левая рука вытянута впе¬ред ладонью вверх, правая рука впереди в положении захвата, выполнить имитацию гребковых движений правой рукой;
  24. стоя на дне бассейна с опорой на дно, наклон вперед до касания плечами поверхности воды; правая рука вытянута вперед ладонью вверх, левая рука впереди в положении захвата, выполнить имитаций гребковых движений левой рукой;
  25. стоя на дне бассейна с опорой на дно, наклон вперед до касания плечами поверхности воды; левая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх, правая рука впереди в положении захвата, выполнить имитацию гребковых движений правой рукой;
  26. стоя на дне бассейна с опорой на дно, наклон вперед до касания плечами поверхности воды; правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх, левая рука впереди в положении захвата, выполнить имитацию гребковых движений левой рукой;
  27. стоя на дне бассейна с опорой не дно, наклон вперед до касания плечами поверхности воды; левая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнята над водой. Имитировать гребковые движения правой рукой;
  28. стоя на дне бассейна с опорой на дно, наклон вперед до касания плечами поверхности воды; правая рука согнута в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнята над водой. Имитировать гребковые движения левой рукой;
  29. стоя на дне бассейна с опорой на дно в наклоне, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения правой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони левой руки на каждый гребок;
  30. стоя на дне бассейна с опорой на дно в наклоне» правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения левой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони правой руки на каждый гребок;
  31. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой на дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнять гребковые движения правой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони левой руки на каждый второй гребок;
  32. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения левой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони правой руки на каждый третий гребок;
  33. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой не дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около голова с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнить гребковые движения правой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони девой руки на каждый гребок;
  34. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнить гребковые движения левой рукой с имитацией выталкивания мяча с ладони правой руки на каждый второй гребок;
  35. после подплывания к мячу с опорой на дно выполнить имитацию выталкивания мяча правой рукой с ладони левой руки;
  36. после подплывания к мячу с опорой на дно выполнить имитацию выталкивания мяча левой рукой с ладони правой руки;
  37. после ведения мяча с опорой на дно выполнить имитацию выталкивания мяча правой рукой с ладони левой руки;
  38. после ведения мяча с опорой на дно выполнить имитацию выталкивания мяча левой рукой с ладони правой руки;
  39. стоя на дне бассейна с опорой на дно в наклоне, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения правой рукой с выталкиванием мяча с ладони левой руки на каждый гребок;
  40. стоя на дне бассейна с опорой на дно в наклоне, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения девой рукой с выталкиванием мяча с ладони правой руки на каждый гребок;
  41. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой на дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнять гребковые движения правой рукой с выталкиванием мяча с ладони левой руки на каждый второй гребок;
  42. стоя не дне бассейна в наклоне с опорой на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы ладонью вверх приподнять над водой. Выполнить гребковые движения левой рукой с выталкиванием мяча с ладони правой руки на каждый третий гребок;
  43. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой не дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около голова с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнить гребковые движения правой рукой с выталкиванием мяча с ладони девой руки на каждый гребок;
  44. стоя на дне бассейна в наклоне с опорой на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнить гребковые движения левой рукой с выталкиванием мяча с ладони правой руки на каждый второй гребок;
  45. после подплывания к мячу с опорой на дно выполнить выталкивание мяча правой рукой с ладони левой руки;
  46. после подплывания к мячу с опорой на дно выполнить выталкивание мяча левой рукой с ладони правой руки;
  47. после ведения мяча с опорой на дно выполнить выталкивание мяча правой рукой с ладони левой руки;
  48. после ведения мяча с опорой на дно выполнить выталкивание мяча левой рукой с ладони правой руки;
  49. плавая на месте без опоры на дно на расстоянии 3м лицом друг к другу, выполнить имитацию толчка мяча правой рукой;
  50. плавая на месте без опоры на дно на расстоянии 3 м, выполнить имитацию толчка мяча поочередно правой и левой рукой;
  51. тренировка парами в имитации захватывания мяча снизу при выбрасывании спорного броска между игроками с последующей имитацией передачи мяча толчком с подбрасыванием его из воды;
  52. плавая на месте в горизонтальном положении без опоры на дно, выполнять имитацию захвата мяча кистью, притапливания его согнутой в локтевом суставе рукой, приподнимания над водой с последующим поворотом кисти ладонью наружу и осуществления толчка мяча партнеру;
  53. плавая на месте без опоры на дно, выполнить имитацию толчка мяча с поворотом кисти вперед, на определенное расстояние;
  54. плавая на месте без опоры на дно, выполнить имитацию подбра-сывание мяча правой рукой с последующим толчком левой руки в указанном направлении;
  55. лежа на воде без опоры не дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть ладонью вверх около головы, правая рука впереди в положении захвата. Плавание при помощи движения ног кролем и гребка правой рукой с выполнением во время проноса движения, имитирующего выталкивание мяча с ладони левой руки;
  56. лежа на воде без опоры на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть ладонью вверх около головы, левая рука впереди в положении захвата. Плавание при помощи движения ног кролем и гребка левой рукой с выполнением во время проноса движения, имитирующего выталкивание мяча с ладони правой руки;
  57. плавая на месте без опоры на дно на расстоянии 3м лицом друг к другу, выполнить толчок мяча правой рукой;
  58. плавая на месте без опоры на дно на расстоянии 3 м в группе из 3-5 человек, выполнить толчок мяча поочередно правой и левой рукой;
  59. тренировка парами в захватывании мяча снизу при выбрасывании спорного броска между игроками с последующей передачей мяча толчком с подбрасыванием его из воды;
  60. плавая на месте в горизонтальном положении без опори на дно, выполнять захват мяча кистью, притапливание его согнутой в локтевом суставе рукой, приподнимание над водой с последующим поворотом кисти ладонью наружу и осуществить толчок мяча партнеру;
  61. плавая на месте без опоры на дно, выполнить толчок мяча с поворотом кисти вперед, на определенное расстояние;
  62. плавая на месте без опоры на дно, выполнить подбра¬сывание мяча правой рукой с последующим толчком левой руки в указанном направлении;
  63. лежа на воде без опоры на дно, левую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнять во время проноса правой руки выталкивание мяча с ладони левой руки. Плыть при помощи движения ног кролем и гребка правой руки;
  64. лежа на воде без опоры на дно, правую руку согнуть в локтевом суставе, кисть около головы с мячом на ладони приподнять над водой. Выполнить во время проноса левой руки выталкивающее движение мяча с ладони правой руки. Плыть при помощи движения ног кролем и гребка левой руки;
  65. после подплывания к мячу без опоры на дно выполнять толчок мяча правой рукой с ладони левой руки в координации с плавательными движениями;
  66. после подплывания к мячу без опоры на дно выполнить толчок мяча левой рукой с ладони правой руки в координации с плавательными движениями;
  67. после ведения мяча без опоры не дно выполнить толчок мяча правой рукой с ладони левой руки в координации с плавательными движениями;
  68. после ведения мяча без опоры на дно выполнить толчок мяча левой рукой с ладони правой руки в координации с плавательными движениями;
  69. после ведения мяча по направлению к воротам с расстояния 3 м выполнить толчок мяча правой рукой;
  70. после ведения мяча по направлению к воротам с расстояния 3 м выполнить толчок мяча левой рукой;
  71. выполнить упражнение в движения: занимающиеся располагаются попарно. Один из игроков, готовясь выполнить толчок, начинает продвигаться с мячом, а партнер уплывает от него кролем на спине. Поймав в таком положении мяч партнер перед толчком, в свою очередь, плывет кролем в сторону товарища, а тот удаляется от него, лежа на спине, и готовится принять мяч;
  72. в движении на небольшой скорости выполнить передачу мяча толчком с поворотом кисти между партнерами, расположенными по кругу на определенном расстоянии друг от друга;
  73. в движении на небольшой скорости выполнить передачу мяча толчком с подбрасыванием между партнерами, расположенными на определенном расстоянии друг от друга;
  74. в движении выполнить ведение мяча и любой толчок (с поворотом кисти, с подбрасыванием, прямой) в ворота с сопротивлением условного противника.

Отдельные наиболее сложно-координационные приемы техники владения мячом требуют применения обучающих упражнений из каждой ступени. В зависимости от сложности приема и уровня подготовленности обучающихся упражнения отдельных ступеней могут не применяться.


Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ
  Вопрос:  Обязательно ли ребенку уметь плавать для занятий?

Ответ: Есть группы, в которые берут детей и не умеющих плавать, но конечно легче, если малыш уже освоил эту науку. Так он быстрее адаптируется, скорее начнет тренироваться с мячом. Где-то с семи-восьми лет ребенок уже вполне может заниматься ватерполо. Понятно, что в этом возрасте еще сложно сказать, что он «активно играет» в водное поло, но однозначно он в состоянии, если у него есть желание, начать этому учиться.  Но отмечу, что плаванию всегда уделяется много времени и в начальных группах, и в командах мастеров.
мастер спорта международного класса
Сергей ДРОЗДОВ
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее