Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки
Ошибка загрузки данных

Тренировочные снаряды для метаний. Другой подход.


Представления о роли снарядов разного веса, или разновесов, существовали с самого начала зарождения метаний, как вида лёгкой атлетики. Уже в начале ХХ века тренеры знали, что «лёгкие снаряды способствуют убыстрению движений, а тяжёлые – замедлению».В учебнике «Лёгкая атлетика» за 1953г. для «ломки» старых навыков рекомендуется создавать облегчённые условия, которые помогли бы «выполнять движения с быстротой, превышающей стабилизировавшуюся». В последние годы произошли сдвиги в сторону облегчения соревновательных снарядов во всех возрастных категориях, кроме взрослых атлетов.  Теперь мы  сталкиваемся с необходимостью более чётко определить для себя роль и значимость снарядов разного веса в тренировке метателей.

Что мы тренируем?

Тренировка в метаниях имеет два основных вектора: развитие двигательных качеств и техническая подготовка. Оба этих направления очень тесно взаимосвязаны. Если развитие двигательных качеств или функциональных возможностей  метателей юношеских разрядов успешно решается средствами ОФП,  то на спортсменов высокой квалификации  эффективнее влияют  средства СФП. Отмечены случаи, когда развитие двигательных качеств средствами ОФП прекращается, а спортивный результат растёт только за счёт СФП. То есть, средства СФП настолько существенно повышают специфические кондиции метателя, что по достижении определённого оптимального уровня,  не ставится задачи дальнейшего их развития, а только поддержания. В этой связи возрастает интерес к задачам и средствам технической и специальной технической тренировки. В этом разделе тренировочного процесса метатели решают следующие задачи:

     1. Создание основного двигательного навыка (ОДН) или обучение движениям.
     2. Создание эффективной  скоростно – ритмовой  структуры движений.
     3. Развитие специальной силы в рамках ОДН.
     4. Развитие специальной быстроты в рамках ОДН.

Естесственно, для решения каждой задачи, необходимо пользоваться снарядами, служащими средством решения поставленной цели. Для решения первой задачи не имеет особого смысла задумываться о весе снарядов. Все снаряды будут служить поставленной цели, при условии их адекватности функциональным возможностям метателя. Для решения последующих задач, если пользоваться принятой системой отсчёта, в арсенале метателя должны присутствовать три снаряда – соревновательный, облегчённый и утяжелённый. Традиционно, для решения второй задачи используется соревновательный снаряд, третьей и четвёртой – его производные в сторону утяжеления и облегчения, как правило, это плюс-минус 1кг. от соревновательного снаряда.  Но давайте порассуждаем...

         Есть такое явление, как спортивная форма. Она ветрена и  капризна, подвержена самым различным влияниям. Существуют периоды её развития, сохранения и утраты. Внутри периодов также присутствуют колебания формы спортсмена. После перерыва, болезни, объёмных силовых нагрузок спортсмен не в состоянии приблизиться к уровню результатов прошедшего сезона не только со своим соревновательным снарядом, но иногда даже с облегчённым. Но на применяемых нами снарядах это никак не отражается. Мы с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем «привязывать» облегчённые и утяжелённые снаряды к соревновательному. При постоянном использовании слишком тяжёлых снарядов скорость метания становится для атлета  стойким двигательным навыком, затрудняющим переход на более высокие скорости даже тогда, когда повышается уровень его функциональных возможностей. Чтобы его «сломать», «нужны методы, которые помогли бы превысить предельную быстроту и в многократных повторениях закрепить её на новом уровне».  \ Н.Г.Озолин, В.П.Филин,  В.М.Зациорский.\

Так что же мы тренируем в наших попытках развития спортивной формы? Технику на низких скоростях – да, специальную силу – да. Скоростно – ритмовую структуру и специальную быстроту – нет. Продвигаемся ли мы вперёд при этом подходе?  Да, но поспешаем не торопясь, не так, как хотелось бы. На мой взгляд, не может быть продуктивным подход, когда мы пользуемся снарядами, являющимися тренирующим моментом только для одной стороны тренировочного процесса – развития специальной силы. Проблемы с техникой тоже начинаются при переходе на более высокие скорости, когда коррекции затруднены. Неадекватность средств вызывает сомнение в достижении поставленных целей. Так может быть стоит пересмотреть некоторые сложившиеся стереотипы, найти другие точки отсчёта. Ведь, в конце концов, всё зависит от точки зрения...

Изменить точку отсчёта...

Значит, надо сначала определиться со средствами для решения важнейшей задачи – создания эффективной скоростно – ритмовой структуры движений, то есть с основным тренировочным снарядом. Целесообразнее, на мой взгляд, исходить не из соревновательных снарядов, а из другой исходной позиции: результата, который  мы предполагаем показать в будущем сезоне, из результата ближнего планирования (Б.П). Проиллюстрируем эту концепцию на примере из метания молота. Допустим, спортсмен достиг в прошедшем сезоне результата 60м. с весом 7.257кг. и планирует на будущий год 65-66 метров. В начале нового сезона он далёк от состояния спортивной формы, на планируемый результат летит молот весом только 5кг. На какой то период именно этот снаряд становится его основным снарядом, а облегчённые и утяжелённые – суть производные от этого снаряда. Прошло некоторое время, форма развивается, мы видим, что снаряд 5кг. начинает лететь 68-70м. Переходим на другой, более тяжёлый снаряд весом 5,5кг., при неизменной дальности его полёта на результат Б.П. На какое то время уже этот снаряд становится основным с соответствующими коррекциями в сторону облегчения и утяжеления.  Ещё через некоторое время, по мере развития спортивной формы, мы переходим на новый, более тяжёлый основной снаряд 6,0кг.– 6,250кг. Если снаряд Б.П., имеет выраженную тенденцию сближения с соревновательным снарядом, то нет сомнений  в правильности построения тренировочного процесса. Чем ближе снаряд Б.П. к соревновательному, тем выше уровень спортивной формы и наоборот. Войти в состояние спортивной формы, значит метать снаряд Б.П., близкий к соревновательному, на результат Б.П. – планируемый результат сезона, вплоть до слияния этих снарядов. Таким образом масса основного снаряда становится интегральным выражением  состояния спортивной формы метателя.

Думается, что масса облегчённых и утяжелённых снарядов, не должна слишком  значительно отличаться от основного. В толкании ядра и метании молота это может быть 0,5кг., в метании диска – 250г., а ещё лучше 100г., так как при большей разнице масс снарядов мы всё дальше уходим от скоростей и ритмов Б.П.. Это не значит, что для развития специальной силы, необходимо отказаться от более тяжёлых снарядов, но чтобы не «ломать» движение, метать их не по полной схеме, а из более простых исходных позиций. По принципу: чем выше масса снаряда, чем проще исходная позиция для метания. 

Что мы выигрываем при этом подходе?

Что меняется, если исходить из этой точки зрения? Снаряды примерно те же, но несут другую смысловую нагрузку. Тот, что мы считали облегчённым , становится основным, способствующим становлению будущей скоростно– ритмовой структуры движения. Бывший соревновательный, который мы считали основным, становится утяжелённым, направленным на развитие специальной силы метателя. Бывший утяжелённый – сверхтяжёлым. Облегчённые снаряды ещё более облегчаются, что способствует развитию специальной быстроты и лучшему прогнозированию результатов дальнего планирования. Теперь уже не только облегчённый снаряд летит в район планируемого результата будущего сезона, а два снаряда – основной и облегчённый, так как две трети метаний теперь приходится именно на эти снаряды. Техника и структура ритма усваиваются на более высоких скоростях, необходимых для достижения результата Б.П. Тренер и метатель начинают более чётко разграничивать для себя направленность тренировок и выбор веса тренировочных снарядов, исходя из конкретной задачи тренировки.  Главные задачи метателя – развитие максимальной скорости вылета снаряда и создание эффективной скоростно – ритмовой структуры движения, на мой взгляд, лучше решаются при таком подходе. При традиционном, мы тоже, казалось бы, пытались решать те же задачи, но пользовались средствами для решения только одной из них – развития специальной силы. Мы ошибались, подменяя решение одной задачи работой над другой. Таким образом мы несколько сместили акцент подготовки с силового на скоростной компонент. Как ни крути, чтобы метать дальше надо метать быстрее. Скорость движений является доминантным фактором для достижения высоких результатов в метаниях и не следует её постоянно подавлять тяжёлыми и сверхтяжёлыми снарядами.

Стремиться к балансу специальных подготовок.

Нервно-мышечный аппарат человека, как и любой другой  биологической, механической или комбинированной системы, независимо от внешних сил, может производить только лимитированную работу. Он ограничен в своих возможностях конституцией человека, его быстротой и силой. Малые внешние сопротивления позволяют производить быстрые мышечные сокращения, большие – более медленные. Недаром метания называют скоростно-силовыми видами лёгкой атлетики, где дальность полёта снарядов зависит от обоих основных составляющих броска – скорости и силы. Чтобы метать дальше, необходимо повышать функциональные возможности метателя или кондиции. Кондиции – это большой набор качеств, необходимых метателю. Здесь рост, длина рук, сила ног и туловища, скоростные способности и т.д. Важнейшей составляющей кондиций метателя являются уровни развития  его специальной силы и специальной  быстроты. Эти индивидуальные особенности метателя находятся во всевозможных различных соотношениях: одни более быстрые, чем сильные, другие более сильные, чем быстрые, третьи компенсируют недостатки в развитии отдельных качеств выдающимися конституционными характеристиками. Броски снарядов разного веса  несут в себе слепок индивидуальных особенностей  метателя, являясь его своеобразной ДНК. Они удовлетворяют наше любопытство, определяя долю силовой и скоростной составляющей кондиций в спортивном результате.

Средняя разница в дальности полёта снарядов разного веса, по разным источникам, примерно составляет: в толкании ядра – 1,70м. на 1кг. массы, в метании диска – 10м. на каждые 0,5кг. массы, в метании молота – 6м. на 1кг. массы, в метании копья – 5м. на 100г. массы. Исходя из этих цифр легко можно рассчитать стоимость каждых 10-50-100г. массы снаряда в дальности его полёта. Знание разницы полёта снарядов разного веса даёт спортсменам и тренерам интересный материал для анализа и последующих коррекций специальной подготовки. Какая компонента преобладает? Чего в избытке, а чего не хватает, где убавить и где добавить? Разница  отсчитывается от основного на данный период снаряда. Если разница между <strong>основным</strong> и облегчённым снарядом больше разницы между основным и утяжелённым, можно говорить о положительной тенденции преобладания скоростной компоненты. И наоборот. Преобладающее приближение утяжелённого снаряда к основному, без его роста, говорит о доминировании силовой составляющей.

Сильнейшие метатели мира являются лучшими и в специальной подготовке, зачастую проигрывая более слабым метателям по показателям силовой и скоростно-силовой подготовки. Они хорошо уравновешены в обоих видах специальной подготовки. Так Юрий Седых в год установления мирового рекорда – 86,74м., имел в метании 8кг. молота – 80,46м., 6кг.– 96м. Эти достижения также являются неофициальными рекордами мира для метателей молота. Заметим: с некоторым преобладанием скоростной компоненты.

Если конституционные характеристики человека фактор консервативный, то специальная сила и, в меньшей степени, специальная быстрота – поддаются тренировке. Знание разницы в бросках основного снаряда и его производных, помогает тренеру лучше сбалансировать тренировочный процесс, более умело управлять им. По существу, метание разновесов, при одномоментном использовании, является специфическим тестом, характеризующим правильность специальной подготовки метателя. При многократном использовании, разновесы являются важнейшим средством, формирующим специальную подготовку метателя.

РУДЕРМАН  Г.М. – 2003г.
Заслуженный тренер России


Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ На стадии наполнения
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее