Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

О некоторых обучающих факторах


Начнем с принципов, по которым осуществляется обучение и овладение техникой в легкоатлетических метаниях.
   Основной принцип метаний "хлест туловищем" реализуется путем винтообразного (снизу-вверх) поступательного поворота ног, туловища и вылетом снаряда, вследствие возникающих при этом динамических сил.
   Для простоты обучения разложим этот сложнейший принцип на два основных его составляющих:
    1. Принцип собственно поворотных движений;
    2. Принцип жесткой постановки опоры.
    А теперь попробуем провести маленький эксперимент — позовем кого-то, стоящего к нам спиной. Он сделает все в соответствии с основным принципом метаний, но... с точностью до наоборот— повернет голову, туловище и только потом ноги. Это естественное, привычное с рождения, рефлекторное движение. А в метаниях и, в первую очередь, толкании ядра и метании диска, движения — неестественные, воспитанные множеством повторений, т.е. условно-рефлекторные. Потому так невероятно трудно поставить грамотное движение, что идет постоянная, непрекращающаяся борьба с естеством человека, с его врожденными рефлексами.
    Я сам был спортсменом и прекрасно помню, как медленно и непросто складывалась система представлений о технике метаний. Не всегда и тренер может доходчиво и аргументировано объяснить спортсмену, что же от него требуется. А без ясного представления о движении не может быть, естественно, точного его выполнения. Это обстоятельство, в ряду других, надолго затягивает процесс обучения спортсмена и его совершенствование в технике.
    В самом начале работы со спортсменом тренер должен объяснить ему сам принцип осуществления поворотных движений в метаниях. Я, например, говорю так:
    «Смотрите, как мы устроены. Снизу стопы, колени, затем таз, туловище и, наконец, голова. Когда я иду, я иду ногами, а все остальные части тела переносятся со мной, не производя никаких усилий. Они следуют за ногами, зависят от них Ноги и только они производят движение. Точно также мы должны поворачиваться — сначала ноги, а затем все остальное. Голова не имеет самостоятельных движений, она поворачивается вместе с туловищем, т.е. последней».
   А теперь... к практике. Попробуем сделать это движение из простейшего исходного положения: стоя боком к направлению метания, ноги чуть согнуты, руки уберем за спину, чтобы не мешали. Плечевой пояс не напряжен. Собственно говоря, это движение и отдаленно не напоминает ни толкание ядра, ни метание диска. Это только принцип. Движение из этого исходного положения достаточно простое и его выполнение не представляет трудности. Десять-пятнадцать повторений — и у спортсмена создается более-менее ясное представление о движении. И он начинает его достаточно хорошо выполнять. Что же дальше? А дальше надо учиться ставить опору.
    С этого момента начинается изучение второй составляющей основного принципа метаний — жесткой постановки левой стороны в сочетании с поворотным движением правой ноги. Включаем в действие систему представлений. Я, например, говорю так
    «Представьте себе, что вы стоите в вагоне поезда, идущего с высокой скоростью, и читаете себе газетку. Вдруг поезд резко тормозит. И что с вами при этом происходит? Вы падаете вперед. И чем выше была скорость поезда и жестче остановка, тем сильнее вы падаете». Ситуация знакомая каждому, кто ездил в транспорте, так что картину представить довольно просто.
    Теперь перенесем это представление на предмет наших усилий — толкание ядра, метание диска или копья— принцип един для всех метаний. Так вот, вы, ваши ноги, туловище — это тот самый поезд, а пассажир — это снаряд. Система «метатель-снаряд» развивает определенную скорость и резко останавливает основание системы. Стоп! Что при этом происходит с пассажиром, т.е. с нашим снарядом? Он летит вперед, как летел в нашем примере пассажир в поезде. И чем выше скорость системы и жестче остановка, тем дальше летит снаряд.
    Мы сознательно не оперируем здесь такими понятиями, как сила и эластичность системы, от которых тоже в немалой степени зависит дальность полета снаряда, ибо это уже совсем другая тема.
    И снова к практике. Будем учиться жестко ставить опору, постепенно усложняя исходные положения.
    1. Постановка левой стороны в сочетании с вращательно-поступательным движением правой ноги на простейшего исходного положения — стоя боком, ноги чуть согнуты, руки выключены и находятся за спиной.
    2. То же из положения перед финальным усилием.
    3. То же с рукой у шеи, как при толкании ядра или в замахе, как при метании диска.
    4. То же с левой рукой.
    5. Тоже со снарядом, без выпуска.
    6. То же с выпуском снаряда.
   Осуществление принципов поворотных движений и жесткой остановки опоры является основообразующим моментом для реализации основного принципа метаний — «хлест туловищем». А обучение и совершенствование в технике метаний есть, по существу, реализация этого принципа из различных исходных положений;
    1. С места.
    2. С короткого скачка, стоя боком в направлении толкания.
    3.С короткого скачка, стоя спиной в направлении толкания, или полуповорота для дискоболов.
    4. С полного скачка или полного поворота для дискоболов.
    5. С полного скачка или полного поворота для дискоболов, со сменой ног.
    Еще раз повторюсь. Очень важно создать у спортсмена ясное представление о технике метаний и на этом фоне учить его правильному финальному движению. По мере усвоения финального движения надо постепенно присоединять к нему короткие скачки для толкателей ядра и полуповороты для дискоболов. Самое сложное в технике метаний — это поворотно-поступательные, винтовые движения. А техника скачка в толкании ядра или поворота в метании диска (тоже являясь сама по себе достаточно сложной для выполнения) по степени сложности не идет ни в какое сравнение с техникой финального усилия. Скачок, как и поворот, предъявляет требования прежде всего к уровню подготовленности спортсмена, силе его ног, спины, гибкости. В толкании ядра скольжение происходит назад, но по прямой, без поворотных моментов, которые и представляют основную трудность. Сложность в том, что мышцы шеи обладают многократно большим числом и более тонких волокон (чем мышцы ног), и поэтому они значительно более быстры. А если добавить сюда естественную рефлекторную основу этого движения, то можно представить, какую сложную задачу мы перед собой ставим. Воспитать новый условный рефлекс голова поворачивается вместе с плечами» чрезвычайно сложно. Решается эта задача большим количеством повторений, многолетней тренировкой, но все-таки решается. И очень важно, чтобы спортсмен с самого начала достаточно четко представлял себе, чего же хочет от него тренер. А от понимания до выполнения только один шаг, который занимает у одних месяцы, у других — годы. Для борьбы с этим неизбежным злом лучше всего было бы использовать прибор, ограничивающий поворотные движения головы. Такая конструкция, уверен, значительно сократила бы время обучения. Ведь если надо по- вернуться, но нельзя поворачивать голову, то спортсмен будет вынужден сначала поворачивать ноги. То есть реализовывать декларируемые на- ми принципы. А это, поверьте, львиная доля времени, затраченного на освоение техники.

 

Григорий Рудерман,
заслуженный тренер РСФСР




Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ На стадии наполнения
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее