Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Обучение кайтсерфингу по системе: IKO, VDWS и др


Рассмотрим вкратце некоторые системы. IKO –  американская система обучения кайтбордингу, которая получила широкое распространение в мире. Заметим что это не единственная система обучения кайтбордингу, кроме IKO есть еще несколько, одна из которых европейская VDWS, можно даже сказать, что конкурент.

Если отбросить названия этих организаций, а также сравнивая их подходы с обучением в кайт-школах Украины, то сам процесс обучения кардинально между собой не отличается. Есть некоторые различия в подходе к отдельным моментам, условным знакам, поправка на климатические особенности местности и менталитет людей разных стран, но, в общем, все одинаково. Отличатся способ подсчета полученных знаний и умений.

Обучение можно разделить на два подхода:

  1. Академический –  на ученика смотрят, как на человека, как он справляется с поставленной задачей, а также как он может справится с нестандартной ситуацией, тоесть как он думает. Учат принципам, разъясняя причины тех или иных процессов, и понимание этих причин учеником дает ему  возможность отреагировать в приблизительно одинаковых ситуациях.
  2. Американский – может имеется и другое название, но я сейчас точно не помню. Смысл заключается в том, что программа делится на мелкие части. Прошел ученик пункт – поставили галочку, прошел другой – поставили еще одну галочку. Тоесть учат фактам, что вот так происходит, так надо действовать. Основной недостаток такого подхода, когда человек попадает в нестандартную ситуацию, и не всегда может правильно действовать. Да, нестандартные ситуации не случаются часто, а программа разрабатывается на основе чужого опыта, и в большинстве случаев ученик действует правильно.

Теперь, прояснив ситуацию с подходами, попробуем их сопоставить с кайтбордингом. Возьмем самую простую ситуацию с отстрелом кайта в критической ситуации. Во Вьетнаме наблюдал достаточно кайтеров, обучавшихся по системам обучения. Иностранцы отстреливаются намного чаще русских. Потому, что их учили отстреливатся сразу, как чуть начнет передозить (есть передоз – надо отстрелить). Тоесть научились отстреливать при неконтролируемом передозе – поставили галочку. Русские обычно так не делают, мы сначала прикидываем, что если чуть-чуть передоз и безопасного расстояния до других кайтеров или препятствия много, то проще пускай протянет двадцать метров, чем потом собирать отстреленный кайт. Собственно при академическом подходе и учат определять оптимальность применения отстрела в разных ситуациях при разных факторах, а не тупо дергать за кольцо.

Просто американцы очень ответственно подходят к безопасности и страхованию, поэтому таким методами они снимают с себя ответственность. И оно то правильно. С их точки зрения ответственности, если ученик будет всегда отстреливать кайт при малейшем намеке на неконтролируемый передоз, то это всегда безопасно и гарантировано остановит кайтера и не будет последствий. А то, что потом надо возится с отстреленным кайтом и не факт, что он быстро перезапустится, это уже проблемы ученика, главное снять ответственность с инструктора.

 

Так в чем же смысл системы обучения.

 

Как я уже сказал, то сам процесс обучения кардинально между собой не отличается между разрекламированными системами, получившими широкое распространение в мире, и кайт школами, не присоединившимися к ним. Качество и безопасность обучения определяется отношением руководства школы к этому, тоесть наем хороших инструкторов, а не лоботрясов и подход к процессу.

А основная задача систем обучения состоит в том, чтобы ученик мог проходить обучение у разных инструкторов, в разных школах и странных. Тоесть это выгодно тем, кто планирует много путешествовать и обучатся частями в разных странных. Для обеспечения такого обучения не обойтись без стандартизации отдельных моментов и формализации частей программы обучения. Тоесть начали учится в одном месте – вам отметили несколько галочек, пришли в другое место – инструктор посмотрел в вашу карточку и уже знает, с какого момента ему надо начинать. Без формализации программы и разбиения ее на мелкие части с дотошным описанием каждого пункта, новому инструктору нужно провести собеседование с учеником, определить его умения и т.д., а это вносит фактор субъективности и большей ответственности.

Впринципе, такой подход выгоден всем – каждый снимает с себя ответственность, как инструктор, так и школа, плюс хорошая реклама для школы.

 

Система  IKO – качество и безопасность обучения. Сертифицированные инструктора.

 

Почему только IKO? Потому, что я лично стыкался только с ней, плюс вероятность обучатся в ней больше, чем в VDWS и др., так как она больше распространена и разрекламирована.

Есть мнение, что если вы идете к ИКО, то вы 100% попадаете к профессиональному инструктору. Но это хитрая подмена понятий, ведь нигде вы не встретите подобного рекламного лозунга или утверждения. Везде пишут и пропагандируют немного другую фразу, где «профессиональный инструктор» заменяется «сертифицированный инструктор», а это не одно и тоже.

Стать сертифицированный инструктором очень просто. Достаточно уверено вырезаться против ветра и контролируемо прыгнуть, но самое главное – иметь примерно 900$. Каких то специальных педагогических навыков или катального опыта не требуется, тоесть инструктора учат методам обучения по их программе и потом несложный экзамен. В понимании Ико сертифицированный инструктор – это обычный кайтер со знанием их программы.

Профессионализм в Ико определяется уровнем инструктора. После обучения и экзамена инструктор получает или помошника инструктора(если не выполнилось 18 лет кажется и еще что-то), или первый уровень. Здесь никакой гарантии, что вы попадете к хорошему инструктору. Конечно не все лоботрясы и есть много должных инструкторов-профессионалов, давно занимающимися обучением, но попасть  к профессионалу уже не 100%. Для присвоения второго уровня инструктор должен обучить кажется 50 человек и должен пройти год, не помню точно, но вроде надо еще один экзамен на квалификацию здать. Вот при втором уровне инструктора вероятность попасть к профессионалу близка к 100%, пусть это будет 99%. Это значит, что инструктор со вторым уровнем выбрал себе профессию и постоянно находится «в теме» кайтбординга, а не просто получил на год бумажку сертификата и занимается в свое удовольствие. Потом еще через год можно получить третий уровень и тд.

Тем не менее, IKO и VDWS пока остаются единственным способом сравнивания профессионализма инструкторов, особенно при заочном приеме на работу в школу. Ведь так руководитель школы снимает с себя ответственность за не профессионалов, тоесть если попался бездарь с сертификатом, то это проблемы Ико, а не школы.

Программа обучения IKO

Уровень

Начальный уровень / КАЙТБОРДЕР 1-ГО УРОВНЯ

Пояснения академического подхода

A-1

  • Соединить стропы и кайт.
  • Определять направление ветра.
  • Запускать пилотажный кайт и управлять им на краю ветрового окна как вверху, так и близко к земле.
  • Знать, как остановить тягу кайта в случае проблемы, расчековывая бар. Знать, что лиш безопасности кайта должен быть пристегнут всегда, перед запуском кайта  и до его приземления.

B-1

  • Посадить кайт  на сушу и обезопасить его.
  • Поместить кайт в положение от 9 до 3 часов на краю ветрового окна .
  • Запустить кайт с помощником, выбрав при этом правильный угол к ветру.
  • Пилотировать кайт в зоне тяги, без его падения.
  • Закручивать и раскручивать стропы, во время полета.
  • Посадить кайт при помощи помощника.

C-1

  • Пилотировать кайт, пристегнутым к трапеции, в том числе одной рукой.
  • Активизировать систему быстрой расчековки.

D-1

  • Выполнить "бодидраг" по ветру.

E-1

  • Повторно запустить кайт с поверхности воды.
  • Натянуть стропы  в воде и  вернуть кайт.
  • Выполнить самоспасение в глубокой воде.
  • Запустить кайт в одиночку с суши.
  • Определить  потенциальные препятствия для  ветра, создающие подъем  или падение потока.
  • Запустить кайт в одиночку с суши – я это категорически запрещаю вплоть до уровня эксперта

Средний уровень / КАЙТБОРДЕР 2-ГО УРОВНЯ


F-2

  • Определить, безопасно ли место для катания.
  • Настроить и проверить оборудование самостоятельно (кайт, стропы и планку управления).

G-2

  • Уйти от берега бодидрагом и вернуться.
  • Находясь в воде, переводить кайт из одного края ветрового окна в другое. Быть способным  менять высоту полета кайта.
  • Выполнить выше упомянутое упражнение, управляя  одной рукой.

H-2

  • Знать теорию старта из воды: расположение тела, доски и кайта.
  • Находясь в глубокой воде вставить ноги в петли доски и держать положение при поднятом кайте.

I-2

  • Встать на доску и начать движение при перемещении кайта вверх и вниз.
  • Пристегивать борд лиш самостоятельно.
  • Собрать 4-х стропный кайт в одиночку и проверить, что это должным образом сделано.
  • Активизировать  систему безопасности 4-х стропного бара (чикен луп, лиш)
  • Регулировать 4-х стропный кайт при использовании чикен лупа.
  • Регулировать тонкую настройку кайта, чтобы избежать залетания кайта назад  или регулировать мощность кайта.
  • Собирать кайт самостоятельно, уметь регулировать настройку кайта и потренироватся с отстрелом чикенлупа нужно еще до старта с доской, где нибудь в начальном уровне.
  • Интересно, Настроить и проверить оборудование самостоятельно не одно и тоже, что F-2?

Экспертный уровень / КАЙТБОРДЕР 3-ГО УРОВНЯ


J-3

  • Знать правила преимущества.
  • Уходить с берега и возвращаться на берег.
  • Знать правила преимущества нужно еще в первом уровне перед стартом с доской(так как очень редко обучение проходит отдельно от других кайтеров)
  • Скорее всего имеется ввиду приходить в берег в любую точку, куда снесет.

K-3

  • Использовать передний или задний кант, чтобы изменить курс.
  • Ускориться, кантуясь и перемещая кайт.
  • Остановиться закантовкой доски.
  • Быть способным держать кантование доски.

L-3

  • Уходить  от берега и возвращается в точку старта. Ходить против ветра.
  • Идти постоянно против ветра.

Лавировка это.

M-3

  • Подобрать в воде доску без лиша, используя бодидраг против ветра.
  • Кататься в обе стороны.
  • Кататься в свиче.
  • уметь бодидраг и подбирать доску без лиша - это первое, что нужно уметь еще до старта, иначе вас постоянно нужно спасать в среднем уровне
  • Кататься в обе стороны - а это не тоже самое, что в предыдущем пункте про лавировку?
  • Кактаться в свиче(обратной стойке) намного сложней прыжка.

N-3

  • Знать теорию прыжка.
  • Выполнить небольшой прыжок и приземлиться.

 

Как видите, все подроблено на мелкие части и формализованы даже самые мелкие пункты. Вообще наличие огромного количества пунктов в программе субъективно кажется авторитетным и человек сразу видит, за какой огромный объем работы инструктора он так дорого платит. Разные школы пишут свою программу обучения, в которой пунктов может быть намного меньше. Но это не значит, что их не будут преподавать, просто большинство пунктов настолько малы и занимают очень мало времени или сил инструктора, что они просто группируются в более крупные пункты и подразумеваются в уме. Аналоги таких сгруппированных пунктов из таблицы IKO – A-1, B-1 и т.д. Да и называют их разные школы по-разному.

Как видно из программы, много пунктов включены не в то место, где они должны преподаваться. Но это не значит, что это не правильно и ученик чего-нибудь не доберет. Просто здесь и различие академического подхода и американского. При американском подходе, как видно из таблицы, если вы выполняете предстартовое положение и стартуете с доской(H-2), то вы еще не умеете подбирать доску без лиша(M-3). Формально подбирать доску без лиша вам и не нужно для выполнения старта, и после вам поставят галку за H-2. Но если вы потеряете доску, то либо на привязана лишем, либо вас спасут. При академическом подходе обучение ведется последовательно, тоесть здесь вы должны уметь подобрать доску перед началом разучивания старта, так как может случится все что угодно: порваться лишь, рядом не будет спасалки и т.д.

Конечно, я здесь цепляюсь за формальности программы, и на самом деле пункт «подобрать доску без лиша» идет вместе с G-2(Уйти от берега бодидрагом и вернуться.). Другими словами это  тотже G-2, но теперь с плавающей рядом доской. Тоесть, если вы умеете G-2, то сумеете и доску без лиша подобрать. Но тут же главное – расписать как можно больше пунктов, чтоб было солидно, и разнести их по разным уровням, чтоб тоже самое вам за двойную оплату рассказывать.

Что дает карточка кайтбордера для простого кайтера?

Насчет инструкторов мы выяснили, что это большой плюс для них и их будущих учеников. Какие преимущества дает удостоверение кайтеру, типа свободное катание на территории прокатов и легкий способ взять в аренду снаряжение, все знают. Но как практически это все работает. Так вот,  мне лично рассказывали друзья, как имеющие удостоверение, так и не имеющие. Вообщем 50/50. Кстати, мы говорим только о развитой загранице, так как у нас эти карточки ничего не дают. Я также имею ввиду гарантированные преимущества, а не программы лояльности конкретной школы-проката или продавца оборудования.

Один мой ученик доучился в Таиланде, где ему дали такую карточку. Потом он поехал в Испанию, на Тарифу. Ему отказали в прокате снаряжения несмотря на наличие у него удостоверения кайтбордера третьего уровня, и обязали взять час инструктора за 50 евро и показать свои умения. После ему давали в прокат с хорошей скидкой. Отличный пример недоверия к выданному сертификату просто в центре кайтбордига Европы. Таким же образом нужно просто подтвердить свои умения человеку, не имеющему сертификата. Такой принцип справедлив для всех прокатов, особенно конкурирующих систем обучения: приходите с карточкой VDWS на IKO-прокат и вас вполне вероятно не примут, как и наоборот.

Повторюсь, что я рассматриваю гарантированные преимущества удостоверения, тоесть то, что будет 100% в любой точке мира. К сожалению, даже имея сертификат, 100% вы не получите преимуществ. Все определяется конкретной школой или спотом и их отношением к удостоверениям, но в большинстве случаев вы должны получить эти бонусы, за которые вы заплатили больше при обучении у раскрученных международных систем, возможно придется подтвердить свои умения.

kite.com.ua


Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ
  Вопрос:  Насколько сложно обучиться управлению кайтом?

Ответ: Для овладению основами техники управления пилотажным кайтом достаточно получаса, еще несколько часов придется потратить, познавая секреты перемещения с кайтом для буксировки. Дальше - дело практики, и через несколько дней вы сможете обращаться с воздушным змеем вполне уверенно. Однако при этом следует учесть, что столь быстрое обучение возможно лишь под руководством опытного инструктора. Ведь характер такого оригинального спортивного снаряда, как воздушный змей, довольно своеобразен, самостоятельно овладеть кайтом сложно, при этом высока вероятность получения травм вследствие недостатка знаний и отсутствия необходимых умений и навыков.
www.molomo.ru
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее