Мэйхуачжуан или кулак сливы мэйхуа
Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Мэйхуачжуан или кулак сливы мэйхуа


Мэйхуачжуан (Meihuazhuang) — это сокращение от ганьчжи уши мэйхуачжуан («стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа»). Другие названия стиля — мэйхуачжуанцюань («кулак столбов сливы мэйхуа»), мэйхуацюань («кулак сливы мэйхуа»). Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий и справочников по ушу.

Легенды стиля утверждают, что он является одним из древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца — к сыну, от сына — к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля — фуцзыцюань («кулак отца и сына»).

Первые документальные сведения о существовании этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII — началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань — один из лидеров восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина, который заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин — неизвестно.

К концу XIX века стиль уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдо из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч) начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на ихэцюань («кулак справедливости и спокойствия»). Восстание распространялось как пожар, ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем иностранные наблюдатели прозвали восставших «боксерами», а само восстание вошло в историю под названием «Боксерского восстания».

Странное название стиля — «столбы сливы мэйхуа» — объясняется тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась, и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей! Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость нижних частей ног.

Термин «пять форм» в названии стиля означает пять базовых позиций, в которых можно стоять на столбах: даши («большая позиция», в ней центр тяжести немного смещен на заднюю ногу), шуньши («позиция с одноименной рукой впереди», в ней центр тяжести смещен на переднюю ногу), аоши («позиция с разноименной рукой впереди», подобна предыдущей, только корпус повернут вперед другим боком), сяоши («малая позиция», в ней одна нога согнута до полуприседа, а другая висит в воздухе) и байши («позиция потерпевшего поражение», в ней вес тела сильно смещен на заднюю ногу, которая сильно согнута в колене). Все приемы стиля осуществляются в процессе перехода из одной позиции в другую.

Помимо «пяти форм», которые используются в процессе непосредственного боевого контакта, в стиле есть еще «три метода», то есть три способа перемещения, использумые для приближения к противнику. Это байфа («раскачивающийся метод», в его процессе боец кидается то вправо, то влево, не давая противнику возможности понять, с какой стороны последует атака), чэфа («отступающий метод», при нем боец неожиданно разворачивается и продвигается с атакой спиной вперед) и чжафа («кидающийся метод», при нем боец проскакивает рядом с противником, в момент выхода за спину разворачиваясь на 180 градусов и атакуя со спины). Согласно принципам стиля, необходимо запутывать противника перемещениями, он должен «словно попасть в туман и не иметь выхода».

При традиционном методе обучения первые три года новичок занимался только общефизической подготовкой. В частности, ему приходилось подолгу стоять в пяти канонических позициях для укрепления ног. После трех лет занятий в зависимости от прогресса решался вопрос — брать его в ученики, или не брать.

В качестве базы в стиле изучается комплекс «ла цзяцзы» — «построение каркаса». Он настолько длинный, что неподготовленный человек вряд ли сможет выполнить его полностью, и поэтому был разработан упрощенный вариант, в котором убраны все боевые приемы и оставлены только перемещения. После освоения базового комплекса в процессе парных упражнений ученик осваивает основные методы действий руками, приобретая навыки атак и защит.

Затем осваиваются комплексы «бафанбу» («шаг на восемь сторон света»). Это три комплекса, предназначенных для тренировки специальных видов перемещений, котрые так и называются — «малый бафанбу» и «средний бафанбу». В «большой бафанбу» в качестве составных частей входяят оба предыдущих комплекса целиком, кроме того там имеется много других видов перемещений.

Вся дальнейшая тренировка происходит только в паре. В специальных упражнениях прорабатывается боевое использование приемов из изученных комплексов, а также развиваются качества, необходимые для ведения боя как один на один, так и одному против нескольких, как безоружных, так и вооруженных.

О взаимопомощи жесткого и мягкого
Без трех точек опоры стоять невозможно, ци без двух предельных состояний не используется полностью. Это зовется «в переходе инь в инь есть ян, в переходе ян в ян есть инь». Когда стоишь на месте, то ци собирается, кровь концентрируется, следует использовать жесткий метод, а когда инь и ян чередуются, то ци и кровь растекаются, следует использовать мягкий метод. Коль не постигнешь этого, будешь использовать только жесткий метод, то ци скопится, вести его не удастся, стоять будешь без отваги; если же использовать только мягкий метод, то ци не будет сгущаться, не сконцентрируется, стоять будешь без жесткости. Следует быть жестким а мягкий — будешь сгущать и не сгустишь, следует быть мягким а жесткий — будешь рассеивать и не рассеешь, в любом случае не достигнешь таинства взаимопомощи. Искусный в применении жесткого метода становится — словно стрекоза воды касается, только опустился — тут же поднялся, ци проходит — словно ветряное колесо кружится, катится без остановок. Коль так — то жесткое и мягкое будут идти когда нужно, сможешь избегнуть бед нехватки ци или закупорки путей.

О собирании цзин, сосредоточении шэнь и источнике силы
Шэнь — это то что делает ци живым и светлым, шэнь трансформируется в ци. Трансформации ци без цзин не бывает, ци трансформируется в цзин. От рождения человек обладает прежненебесными цзин и кровью отца и матери, трансформирующимися в ци, ци трансформируется в цзин формируя тело. Опираешься на поздненебесную подобную воде в ущелье сперму и трансформируешь в цзин, собираешь цзин и трансформируешь в ци, собираешь ци и трансформируешь в шэнь, направляешь в киноварный треножник, собираешь в желтом зале, получишь мастерство непредсказуемое, силу и храбрость необоримые, в этом — драгоценная суть внутренней пилюли, корень силы. У ци нет формы, встречает инь и трансформируется в шэнь; у крови есть сущность, встречает ян и трансформируется в цзин; шэнь опустошен — живость и светлость недостижимы, трансформации невозможны, наполнен — наполняешься доверху, сгущаешь, тверд перед любым врагом. Шэнь непременно использует цзин, цзин непременно следует за шэнь, цзин и шэнь координируются воедино образуя силу. Итак, понимание силы — это цзин и шэнь, говорят что цзин и шэнь могут побеждать вещи, нет цзин и шэнь — нет силы. В боевой подготовке это известно, только собирая цзин и сосредотачивая шэнь и можно укрепить силу, но если не знать как собирать цзин, как сосредотачивать шэнь, то можно напрягать ум всю жизнь но и близко не подойти. Итак, цзин — сосредоточением шэнь, собиранием ци, хочешь добиться сосредоточения цзин и собирания шэнь — без сосредоточения ци ничего не выйдет. Метод сосредоточения ци состоит единственно в собирании «ущельного пути» и «увязании» нефритового стебля дабы нижнее ци полностью поднялось вверх и не уходило вниз, собирать ци неба и земли изо всех сил вдыхая, дабы верхнее ци полностью концентрировалось внизу и не рассеивалось вверху. Координируя собирание вверху и внизу концентрируем в среднем дворце, ци собрано — цзин сосредоточена, цзин сосредоточена — шэнь сконцентрирован, естественно через внутреннее лостигая внешнего, без этого не укрепиться, в «Наньлинь» это названо «внутри наполнить цзин и шэнь». Но закалять себя нужно так постоянно, если рано заложишь основу — то конечно укрепишься. Иначе — все равно что пушка без селитры, лук без тетивы и стрелы, грудь без воздуха, выстрел ничем, потребуется мужество и скорость такие чтобы передвигать горы и опрокидывать моря, чтобы форма не останавливалась — но ничего не выйдет. Это — наиболее тревожное при тренировке ци и тренировке формы, следует опасаться дабы не передать знания бандиту.

Знаменитые мастера мэйхуачжуан (столбы сливы мэйхуа)

Ян Бин
Ян Бин из уезда Хуасянь провинции Хэнань, при династии Цин в годы правления под девизом «Канси» заведовал штабом столичного гарнизона, имел прозвище «утаньхуа» (такое звание давали тем, кто занял третье место на государственных экзаменах по военному делу). Знал мэйхуацюань.

Ци Даочжуан
Ци Даочжуан (?-1786) из уезда Хуасянь провинции Хэнань. В годы правления под девизом «Канси» изучил мэйхуацюань у Ян Бина.

Тан Хэнлао
Тан Хэнлао (1751-?), по прозвищу «Тан Борода». Родом из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Изучал мэйхуацюань у односельчанина Ци Даочжуана. Держал аптеку, преподавал мэйхуацюань. Участник восстания секты Багуацзяо.

Фэн Кэшань
Фэн Кэшань (1776-1814), часто использовал имя Лю Дэмин. Родом из провинции Хэнань. От рождения был очень сильным. В 1797 году пошел в ученики к Ван Яну, который приобщил его к деятельности антицинского тайного общества Учения Восьми Триграмм, направлению «Учение Триграммы Ли». В 1800 году Фэн Кэшань у Тан Хэнлао стал изучать мэйхуацюань. Особенно искусен он стал во владении парными мечами-дао и копьем. В 1810 году Тан Хэнлао узнал, что Фэн Кэшань является членом «Учения Триграммы Ли» и прекратил отношения «учитель — ученик». Вскоре Фэн Кэшань стал главарем «Учения Триграммы Ли». В 1813 году Фэн Кэшань и Ли Вэньчэн изменили название секты на «Учение Небесного Закона», и в том же году подняли восстание. Был схвачен цинскими войсками и казнен.

Сун Юэлун
Сун Юэлун (?-1814) из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Был искусным бойцом, однако когда в 1812 году повстречался с Фэн Кэшанем, то понял, что тот гораздо сильнее его, и пошел в ученики. Примкнул к «Учению Триграммы Ли», в ходе восстания был пойман цинскими войсками и по дороге в столицу скончался от полученных ран.

Ню Вэньчэн
Ню Вэньчэн был сыном управляющего складами уезда Хуасянь провинции Хэнань. Был послан отцом в ученики к Фэн Кэшаню.

Ли Дачэн
Ли Дачэн из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Изучал боевое искусство у Фэн Кэшаня.

Сюн Цзыхуа
Сюн Цзыхуа из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Изучал боевое искусство у Фэн Кэшаня, позднее сам обучал учеников.

Чжан Цзючэн
Чжан Цзючэн из уезда Хуасянь провинции Хэнань. Изучал боевое искусство у Фэн Кэшаня, позднее сам обучал учеников.

Ли Тинцзи
Ли Тинцзи из уезда Вэй провинции Хэбэй. Убил охранника помещика-самодура и был вынужден бежать из родной деревни, осел в уезде Уцян провинции Хэбэй, где открыл преподавание мэйхуачжуан.

Ли Тингуй
Ли Тингуй из уезда Вэй провинции Хэбэй. Участвуя в крестьянском восстании повредил ногу и с тех пор хромал. Помогал брату Тинцзи преподавать мэйхуачжуан в уезде Уцян провинции Хэбэй.

Жэнь Цзюньцзе
Жэнь Цзюньцзе из уезда Уцян провинции Хэбэй. Изучал мэйхуачжуан у Ли Тинцзи и Ли Тингуя.

Инь Мочи
Инь Мочи из уезда Шэнь провинции Хэбэй. Изучал мэйхуачжуан у Жэнь Цзюньцзе.

Инь Сыдуо
Сын Инь Мочи. Изучал мэйхуачжуан у отца.

Чжао Инлянь
Изучал мэйхуачжуан у Жэнь Цзюньцзе. Считался одним из лучших учителей мэйхуачжуан своего времени.

Чжао Саньдуо
Чжао Саньдуо (1841-1902), другое имя — Лочжу, прозвание — Чжушэн. Люди называли его «Чжао Лаочжу». Родом из уезда Вэй провинции Хэбэй. С детства полюбил ушу, изучал мэйхуачжуан. Под его эгидой в провинциях Хэбэй и Шаньдун тренировалось свыше двух тысяч человек. В 1898 году поднял восстание, направленное против иностранного вмешательства в дела Китая. Ради предохранения всего стиля мэйхуачжуан от мести, изменил название преподаваемого искусства на «ихэцюань» («кулак справедливости и спокойствия»), потому и восстание стало известно как «восстание ихэтуаней». Был казнен после подавления восстания.

Знаменитый мастер мэйхуа-чжуан Хань ЦичанХань Цичан
Хань Цичан (1895-1988). Родом из уезда Шэнь провинции Хэбэй. В детстве изучал чуоцзяо и фаньцзыцюань. В 1911 году у Ли Цуньи изучил синъицюань. Так как он своим боевым мастерством прославился по обе стороны реки Хуто, то люди прозвали его «железнорукий рыцарь из местности к югу от Хуто». С 1913 года начал изучать мэйхуачжуан у Инь Мочи, в 1916 году был принят в ученики к Чжао Инляню. В 1917 году из-за наводнения подался на заработки в Тяньцзинь, с 1920 года преподавал ушу в Баодинском гарнизоне. В 1928 году заовевал награду на прошедших в Нанкине «государственных испытаниях по гошу». В 1932 году переехал в Пекин, где основал «Пекинское общество гошу для укрепления нации». В 1950 году принимал участие в благотворительных выступлениях для сбора средств на оружие, предназначенное для отпора американской агрессии в Корее. В 1952 году стал тренером ушу Пекинского университета, преподавал циньна и рукопашный бой в Училище общественной безопасности и Гарнизонной охране. Был главой Общества по изучению мэйхуачжуан, консультантом Пекинской ассоциации ушу и Пекинского общества по исследованию боевой техники. Автор книги «Лоди ганьчжи мэйхуачжуан».

Хань Цзяньчжун
Хань Цзяньчжун (род. в 1941) из Пекина. С детства изучал мэйхуачжуан, синъицюань и шаолиньцюань у отца Хань Цичана. Автор трех книг и свыше 60 статей по мэйхуачжуан.


Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ
   Каким должен быть тренер по боевым искусствам для ребенка?


Детские тренировки заслуживают отдельного внимания. Не каждый тренер способен работать с детьми, поэтому наставник должен:
  • уметь ладить со своими маленькими учениками, должен опуститься на их уровень и стать их другом,
  • иметь двойное (если не тройное) терпение,
  • уметь вводить в тренировки игровой элемент,
  • быть абсолютно искренним и честным (ведь всем известно, что дети, как никто, чувствуют лукавство и притворство).
Важен также возраст ребенка. Если ребенок совсем маленький, а родители хотят сделать из него абсолютного чемпиона уже сейчас и перебарщивают с нагрузками, ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь у каждого ребенка должно быть детство. Именно поэтому детские группы формируются особо тщательно. В идеале каждому ребенку необходим персональный тренер, который уделял бы ему 100% своего внимания и контролировал всё происходящее в зале.

Евгений Ивангородский, основатель Центра боевых искусств «Колизей»
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее