Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Роль ног в силе ударов руками


В работе Филимонова В.И. (1979), основанной на исследовании техники боксеров, было установлено, что силовая характеристика прямого удара правой рукой на 39% зависит от толчка сзади стоящей ноги, на 37% от поворота таза и плечевого пояса и на 24% от разгибания бьющей руки. Исследования техники кикбоксёров показали, что при боковом ударе ногой на толчок ногой приходится около 10%, на поворот плечевого пояса и таза – 40%, а основной вклад в ударное движение вносит разгибание ноги в коленном суставе – около 50%. В работе Хусейнова З.М. тоже приводятся данные Филимонова, что силовая характеристика удара на 39% зависит от усилий мышц ноги, на 37% – от усилий мышц туловища и на 24% – от усилий мышц руки, а ещё лучше следующие соотношения: для мышц ног – 42,2%, для мышц туловища – 39,1%, а для мышц руки – 18,7%. Также в ней было отмечено, что для повышения эффективности удара боксёра существенное значение имеет опережающее движение таза по отношению к плечевому поясу на 15–25 градусов.


Однако известный тренер Камалетдинов Р.Р. в своей книге «Его величество удар» хоть и приводит данные Филимонова о важном вкладе ног в мощь удара, с концепцией о «взрывной силе ног» не согласен.

Многие связывают удар с силой ног, так как считают, что благодаря ногам мы, отталкиваясь от опоры, передаём эту энергию в верхний уровень своего тела к рукам и тем самым обеспечиваем силу их ударов. Вроде логика есть. Но так ли это? Мы совсем не отрицаем роль ног для сильнейших акцентированных ударов. Хочется понять, на самом ли деле она так велика, как утверждает Филимонов (39%), и, соответственно, так мала роль в ударе самих рук (24%). Попробуем разобраться.

Если посмотреть внимательно видео с боями одного из самых техничных боксёров-профессионалов Мохаммеда Али, то видно, что ноги и руки практически независимы, а удары наносятся из любых положений корпуса. Невозможно, глядя только на ноги, определить, в какие моменты боксёр наносит удары. Кроме случаев добивания противника, так называемые акцентированные удары. Во всех других случаях ноги используются в основном для перемещений и выходов на дистанцию удара. И в этом на самом деле ничего странного – когда мы бьём от ног, то продолжительность удара возрастает почти вдвое, и надеяться, что на такой удар профессиональный боксёр не отреагирует, не стоит.

Рассмотрим удар с использованием корпуса и ног с максимально короткого расстояния и постепенно будем его увеличивать, рассматривая подробно, как будет меняться биомеханика этого ударного движения.

Максимально-амплитудное ударное движение только рукой составляет порядка 120 мс, при этом кулак пролетает расстояние 50–60 см. Если мы одновременно «взорвёмся» ногами и корпусом, то за время 150 мс корпус сместится за счёт работы ног на 5–7 см, а плечо уйдёт вперед на 10–15 см. Прирост скорости кулака, а, значит, и силы удара составит 40% (примерно до 400 кг). Хороший удар? Нормальный. Причём безо всякого последовательного включения основных звеньев (руки–плеча–ног). Только дистанция маловата – неинтересная. На самом же деле мы можем ударить с места и посильнее, удлинив дистанцию удара без всякой потери равновесия (центр тяжести сместится дополнительно всего лишь на сантиметров 10). Амплитуда руки у нас уже максимальна, а вот у плеча и ног есть резерв. Понятно, что руку надо включать чуть позже, соответственно плечо и ноги чуть раньше, и увеличиваем время удара до 200 мс. И вот здесь у организма возникает вопрос – как это сделать поэкономичней, менее энергозатратно. Ну, конечно, волну сорганизовать на руку – такую маленькую, начинающуюся с плеча – плечо сначала разгоняет руку (на самом деле разгоняется вместе с ней), и разгон перерастает в мышечный взрыв-удар. Поскольку время всё-таки маленькое, то нога включается одновременно с плечом. Расстояние – дистанция разгона – увеличивается, что приводит к увеличению скорости и силы ещё на 10% (до 450 кгс). А если у нас есть время побольше, например, при добивании противника, и доходит до 250–300 мс, то удар начинается с ноги и таза (скручивание таза может начинаться даже чуть раньше ног: мне знакомый эти графики давал с датчиками во всех местах, так что реальная волна идёт не с ног, а с таза, поэтому энергия в удар от ног через таз вообще не передаётся, позже объясню почему), тем самым облегчая начало работы по скручиванию корпуса, и только потом начинается движение плеч. Мы получаем при этом ещё приращение силы удара процентов на 5–7 и, кроме того, такой волновой удар будет максимально энергетически рационален. Жалко только, что бьём мы не только по мешкам, которые ответить не могут... На самом деле скорость реакции боксёра составляет 150 мс, а рефлекторная даже понижается до 100 мс, так что даже самые короткие удары следует маскировать перемещениями, например, тем же челноком. А про рабоче-крестьянские удары с замахами, достигающими 350 мс вообще промолчу... Так что в реальности мы всегда выбираем оптимальное соотношение между энергетикой (энергетически выгодной волной) и скоростью ударных движений (собственной безопасностью и боеспособностью).


А вот когда у боксёра силы на исходе, тогда, зачастую,
 и начинается использование волновой техники по полной – рука выбрасывается за счёт резкого движения корпуса, а ослабленные мышцы руки, подхватив движение, пытаются её разогнать. Только это ещё как-то прокатывает, когда противник тоже подустал, а в другом случае уделают вас – глазом не успеете моргнуть.

Так что единственно правильный вывод – ноги нужны, чтобы вывести вас на дистанцию удара, вот тогда с них точно начинается движение, но ударное ли? А прирост силы удара при этом за счёт увеличения скорости ударной конечности относительно мишени лишь очень-очень небольшой, но приятный бонус. И плечо-рука, как правило, работают взрывом-ударом как единое целое, но иногда, правда, с предварительным замахом, поэтому здесь как раз важна техника рук плюс взрывная сила. А ноги – лишь координация, да и то больше при ударе на скачке и никакой передачи энергии от них в корпус-удар не происходит. Даже когда проводится удар на скачке, то сила удара за счёт ног (за счёт скоростной подачи корпуса вперед) возрастает лишь на 10% максимум. Как видим, силы ударов практически всегда хватает при правильной технике рук. А вот когда руками вы не бьёте (не хлещете), а всего лишь тычете, то как раз в этом случае вам для сильного удара придётся подключать все физические возможности вашего тела, начиная с ног. И только тогда сила удара как бы становится приемлемой для боевых действий, но почти в два раза вырастает общее время ударного движения, что явным образом понизит вашу боеспособность, особенно с профессиональным противником, который все ваши удары сможет легко нейтрализовать и, в конечном счёте, одержать верх.

Подведём итоги по биомеханике работы ног-корпуса-плеч-рук. Не все, наверное, слышали о статико-кинетических рефлексах, которые обеспечивают сохранение равновесия тела при его перемещении в пространстве. Такими рефлексами, оказывается, просто напичкан наш организм. Причём эти рефлексы складываются в целые программы, облегчающие нам неосознаваемые сложные движения. Современная наука начала только сейчас их усиленно изучать. Так вот, оказывается, целая сложная система таких рефлексов направлена на то, чтобы быстрые и амплитудные движения ног и таза при перемещениях не передавались верхней части корпуса – плечам, так как на плечах покоится голова, в которой находятся рецепторы по ориентации (глаза и органы равновесия). Это обеспечивается, конечно, не только рефлексами, но и всей костно-мышечной конструкцией. В результате получаем как бы некий биомеханический подшипник скольжения, который гасит любые движения и дёргания нижней части тела (ног и таза) и все ваши «волны», идущие снизу, практически сразу нейтрализует. Но получается, что верхняя часть корпуса практически находится в положении фигуриста на льду, который лишён даже возможности оттолкнуться острием конька, поэтому практически вообще не в состоянии начать быстрое движение самостоятельно – ведь опоры-то нет. И тут организм вновь находит своё решение проблемы. В тот момент, когда мы всё же решаем, что нам надо сделать быстрый разворот плеч, срабатывает ещё один рефлекс – происходит резкое опережающее движение тазом, которое в конце своего движения создаёт к тому же жёсткую кинематическую связь (блокировку) таз-бедро, от которых теперь и может оттолкнуться верхняя часть корпуса, выполнив по-настоящему резкий и быстрый разгон, так необходимый для выполнения удара. Насколько это, вроде, с одной стороны, сложно (но природе можно и поверить, что проще было нельзя), и, с другой стороны, изящно-красиво – ещё раз убеждаешься, что наш организм – превосходная конструкция.

Теперь становится ясно, как происходит всё ударное движение. Задней ногой мы всего лишь посылаем корпус вперёд (немного и разворачивая тоже, и плечо уже вроде тоже пошло – на самом деле пока только за счёт разворота корпуса) и этим даём небольшой прирост скорости относительно мишени, а, значит, прирост силы удара порядка 10% с места и 20% на скачке. Маленький прирост вызван маленькой скоростью этого движения, что не удивительно, ведь тяжёлый корпус приходится разгонять. Этим же движением масса тела переносится на переднюю ногу, и в этот самый момент и надо осуществлять резкий разворот непосредственно самих плеч относительно корпуса. То есть, акцентированный разгон плеч должен осуществляться не в воздухе (не когда он происходит), а в момент, когда перенос уже осуществлён. Только так мы можем осуществить разгон плеч до максимальной скорости. Знающие тренера очень справедливо обращали внимание на тот фактор, что нога должна ставится до удара-контакта. На самом деле, практически с самого начала удара – с разгона плечами. Причём передняя нога в этот момент должна быть максимально напряжена и блокирована в коленном и тазобедренном суставах, так как этим мы придаём кинематической цепи голеностоп-бедро-таз максимальную жёсткость, что обеспечивает эффективное отталкивание через эту цепь от «земли-опоры» и резкий разворот верхнего плечевого пояса с максимально возможной скоростью. Как раз для увеличения жёсткости и силы удара переднюю ногу рекомендуется также выпрямить. Когда передняя нога полусогнута для резкого разрыва дистанции, то эта ситуация «челнока». Потому что для того чтобы просто посильнее ударить, передняя нога блокируется выпрямлением, и из этого положения уже резко отскакивать назад приходится только за счёт стопы. Кстати, о том, как и в какой момент должна блокироваться передняя нога, очень хорошо разбираются метатели копий. Также хочу заметить, что, перебрасывая массу с задней ноги на переднюю резче, мы не только увеличиваем относительную скорость прихода на цель, но одновременно для приёма более скоростной массы приходится сильнее напрягать мышцы передней ноги, что добавляет в кинематическую цепь жёсткость, обеспечивающую более резкий разгон плеча, а, значит, и силу удара.


В случаях когда вы наносите удар, находясь в воздухе, отталкивание происходит только от самой массы цепи ног-таза, что снижает скорость разгона плеч почти в два раза, руки процентов на 20%, то есть сила удара падает процентов на 40. Но это если вы просто подпрыгнули вверх и ударили. Однако, как правило, при ударах «с воздуха» вы разгоняетесь и прыгаете в сторону мишени, и этой своей относительной скоростью можете частично компенсировать силу удара, так что её уменьшение может быть даже незначительным.

Хочется, конечно, обратить внимание, что в реальных боях удары могут наноситься из любых положений, в том числе и при опоре на заднюю ногу (хотя в этом случае сила удара и падает), но мы здесь рассматриваем правильную биомеханику, то есть, основанную на всей имеющейся на данный момент информации.

Очень показательны последние исследования кикбоксеров, очень точно подтверждающие наши исследования. Глядя на графики биомеханических исследований в кикбоксинге, становится понятно, что опережающее движение тазом начинается одновременно с движением плеча, но движение плеча носит очень медленный характер до тех пор, пока таз не разогнался – не «упёрся», свернувшись на 15–25 градусов (занимает порядка 80–100 мс), и не образовалась жёсткая кинематическая цепь, через которую плечо и начинает, наконец, резкий разгон одновременно с разгоном руки (110–130 мс). Что интересно, там утверждается, что торможение кулака перед ударом (впрочем, и ноги тоже) происходит не парадоксальное, а вполне реальное – с 10 до 8 м/с руки и с 15 до 13 м/с ноги...

Мы располагаем также диаграммами одного частного исследователя, на которых также видно, что даже если мы при ударе с перемещением с одной ноги на другую закручиваем таз специальным образом с помощью ног-бёдер, в тот самый момент когда начинается движение плеча, обязательно опять начинается резкое опережающее движение тазом, которое, как мы считаем, носит чисто рефлексивный характер и которое и обеспечивает в дальнейшем быстрый разгон плеч-рук.

Наверное, трудно будет поверить, но то, что сила удара определяется скоростью и массой ударной конечности и скоростями звеньев ударной цепи, а не их массами, достаточно легко доказывается не только опытным путём, но и математически. Обратите внимание на формулы удара: отношение силы удара к его длительности совсем не зависит от массы, а только пропорционально скорости:

То есть, если ударный импульс от любого звена представить как некий равносторонний треугольник (он на самом деле хоть и считается колоколообразным, но в реальности сильно похож на треугольник), то угол наклона его сторон не зависит от массы тела, а определяется только скоростью. Если мы увеличиваем массу тела, то получаем треугольник побольше, но подобный предыдущему. Если, например, мы возьмём двухзвенную систему, то вклад первого (неударного) звена в силу удара определяется, во-первых, его скоростью, ведь скорость последнего (ударного) звена будет складываться из скорости сустава плюс скорости самого звена (ударной конечности). Во-вторых, непосредственным вкладом в удар импульса первого звена, но ведь время соударения этого звена будет всегда больше (даже если звено того же веса, то импульс будет шире, так как жёсткость удара падает из-за того, что удар от второго звена гасится при передаче в мишень через первое звено). Поэтому этот вклад, как правило, невысок и определяется лишь наклоном-нарастанием импульса от первого (неударного) звена, и угол наклона, как мы уже знаем, определяется лишь скоростью звена и не зависит от его массы. Графически ударные импульсы от двух звеньев можно представить как два равнобедренных треугольника с одной общей вершиной в точке, определяющей начало ударного импульса. Первый импульс от ударной конечности всегда узкий и высокий, а второй – широкий, пологий и в несколько раз ниже. Графически складывая эти треугольники, увидим, что высота максимальной вершины, полученной в результате суперпозиции импульсов, зависит от угла наклона (скорости нарастания второго импульса), то есть только от скорости первого звена, а не от его массы. Вот получили такую удивительную теорему удара для биомеханических систем – сила удара (максимальное пиковое значение ударного импульса) в случае биомеханической ударной цепи определяется лишь массой и скоростью последнего (ударного) звена и скоростями других (первых) звеньев, но не их массами.

Хочется также обратить внимание, что массы звеньев влияют, конечно, на форму импульса, на некоторые промежуточные значения амплитуды, но не на максимальное значение силы. Чисто теоретически можно, конечно, предположить, что если разогнать корпус до значительной скорости, то импульс от первого звена (корпуса) превысит импульс от ударной конечности. Но произойдёт это на скоростях, которых в боевых искусствах нет (например, при разбеге перед ударом до спринтерской скорости, либо в хоккее, а, возможно, только при ещё больших скоростях). В этом случае такое действие будет больше похоже на некий таран, и я бы рекомендовал бить в этом случае не кулаком, чтобы избежать травм, а хотя бы локтём.

Теперь, имея сформулированную теорему о силе удара, узнав скорость того или иного звена из различных источников, мы можем с достаточно высокой точностью оценить его вклад в силу удара.

Большинство из вас, наверное, знают, что скорость кулака при прямом ударе составляет 7–8 м/с, а при боковом доходит до 15–17 м/с. И вот чем закончилась попытка понять, из каких составляющих эта конечная скорость получается.

- Начнём с ног, обеспечивающих движение с некоторой скоростью всего корпуса по отношению к мишени: удар с места (перенос тела с ноги на ногу) – 0,5–1,0 м/с; удар на подшаге – 1,0–1,5 м/с; удар на подскоке – 1,5–2,0 м/с; удар на скачке (апперкот) – 1,5–2.5 м/с.
- Плечо: 3,5–4,5 м/с (скорость плечевого сустава относительно некой ударной оси).
- Рука (скорость кулака относительно плечевого сустава): прямой с блокировкой – 3,5–4,5 м/с; боковой с блокировкой – 5,0–7,0 м/с; прямой (хлёст) – 5,0–7,0 м/с; боковой хлёст – 8,0–10,0 м/с.

Отсюда получаем следующие примерные соотношения вклада в удар различных звеньев для различных типов удара – (ноги)-(плечи)-(рука):
- Для прямого с блокировкой: (10–25)-(30–40)-(35–45).
- Для прямого хлёста или бокового с блокировкой: (10–20)-(25–35)-(45–55).
- Для бокового хлеста: (5–15)-(25–30)-(50–60).
- Для апперкота: примерно (20-30)-(30-40)-(30-40). Для апперкота на самом деле распределение по вкладу будет очень сильно зависеть от расположения мишени по высоте и глубине. Например, если мишень низко расположена, то «разогнать» удар за счёт руки-плеч сильно не получится, весь удар произойдёт в основном за счёт ног, и получим вклад от ног до 50%, но и удар при этом получится далеко не сильный.

Ну и как вам роль рук в ударе? Ведь сразу становится ясно, что при раскладе 40(ноги)-40(плечо)-20(рука), на чём «настаивает» Филимонов и его приверженцы, – скорость плеча (плечевого сустава) должна быть в четыре (!) раза выше скорости кулака относительно того же сустава и достигать при прямом классическом ударе 6,5 м/с, а при боковом – вообще 12–13 м/с, а скорость кулака (относительно плеча) будет в этом случае равна всего лишь 1,5 м/с и 3–3,5 м/с соответственно. Но это нонсенс. Любые исследования должны проверяться и подтверждаться другими конкретными или косвенными данными, или грош им цена. В своих рассуждениях и выводах мы ни одного противоречия с косвенными данными ещё не находили.

Кстати, оценить вклад корпуса-ног можно, оценив силу удара плечом. При измерении силы удара плечом человека, чья сила удара рукой более 700 кгс, получили результат около 200–250 кгс. Можно поднять, думаю, и немного выше, ну а ещё выше уже только не «по-честному» – за счёт увеличения площади контакта (удара всей плоскостью плеча). Это тоже подтверждает, что вклад ног и плечевого разворота в ударе потянет не более чем на 40%.

Так что хотите бить сильно – учитесь бить руками.


Савельев В.Н.

Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее