Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Сила всего тела в Тайцзи-цюань


Давайте представим, что ваш учитель великий мастер внутренних боевых искусств. Когда вы пытаетесь его толкнуть, он как скала – вы не можете сдвинуть его с места.
Когда он толкает вас, его тело ощущается как сталь – вы не можете остановить его.
В другие моменты его тело ощущается как вата – а вы все равно не можете остановить его!

В каждом из этих случаев вам кажется, как будто он использует огромную силу, а когда вы пытаетесь повторить то, что он делает, вам говорят не использовать силу. Если это не сила, то что тогда он использует? Обычные ответы «Ци» или «Цзин» относятся к понятиям из другой культуры. Я попытаюсь объяснить это, используя более привычные понятия. Кстати, ваш учитель может делать и другие вещи, помимо тех, которые я упомянул, но я ограничу свое описание теми, которые можно тренировать в Чжань чжуан.

Сила всего тела

Все перечисленные выше способности являются проявлениями того, что называется «сила всего тела». Чтобы понять, что такое сила всего тела, давайте посмотрим на мускулатуру. Существует два вида скелетных мышц: те, которые вовлечены в движение, так называемые двигательные мышцы, и те, которые стабилизируют тело, так называемые опорные мышцы. Двигательные мышцы в целом являются быстрыми мышцами, они могут сокращаться и расслабляться за короткий интервал времени, но они быстро устают. Опорные мышцы являются медленными мышцами, они долго не устают, но с другой стороны, они довольно медленно сокращаются. Они расположены в теле глубже, чем двигательные мышцы.

Такое разделение на два вида мышц, это в некотором роде упрощенный взгляд для ясности объяснения. В действительности существуют опорные, двигательные и смешанные мышцы, которые выполняют обе роли. Мы можем представить, что каждая «смешанная» мышца становится опорной или двигательной посредством выделения соответствующего типа мышечных волокон (медленных или быстрых соответственно) в каждой из них. Функциональность тела остается неизменной.

У нас очень маленький, если он вообще есть, сознательный контроль опорных мышц. Но опорные мышцы обладают двумя очень полезными свойствами. Во-первых, благодаря их положению в связи с суставами, они могут сделать структуру тела действительно сильной. Во-вторых, большинство из них созданы для стабилизации/уравновешивания нашего тела против внешней силы (обычно силы гравитации). Мы можем использовать оба этих свойства для нашей пользы.

Прочная структура

Давайте рассмотрим первый пункт. Говоря о мышечной силе, следует различать статическую и динамическую силу. Статическая сила, когда мышцы удерживают позицию, больше, чем динамическая сила, когда мышцы удлиняются или сокращаются. Запирание тела в очень сильную статичную позицию может быть интересным, но не очень полезно. Особенно если любой толчок просто опрокидывает всю структуру целиком! Здесь мы подходим ко второму пункту.

Динамическая структура

Давайте представим, что вы стоите на склоне крутого холма, одна нога выше, чем другая, и вы поддерживаете довольно тяжелый вес, скатывающийся на вас сверху. Предположим, что вы поддерживаете его снизу, руки у вас над головой. Вы будете естественно стараться позволить весу пройти через ваше тело в заднюю ногу, используя переднюю ногу, чтобы стабилизировать себя относительно холма. Если вес будет колебаться, вы будете просто корректировать ваши руки и низ тела, чтобы сохранять прохождение веса в заднюю ногу. Это не будет требовать каких-либо (значительных) мысленных усилий и, пока колебание не уведет вес слишком далеко от вашей опоры, никаких (значительных) экстра физических усилий. Ваши опорные мышцы сделают все необходимые корректировки автоматически, действуя в унисон с двигательными.

Теперь давайте наклоним холм так, чтобы земля внизу стала горизонтальной, а вес, который вы поддерживаете, теперь представлен кем-то, кто стоит перед вами и толкает вас. Произойдет два похожих изменения в вашем поведении. Сначала вам придется перестроить позицию, поскольку гравитация теперь действует в вертикальном направлении. Второе (и здесь я попрошу вас представить, что вы снова начинающий, до того, как вы прошли тот всесторонний тренинг), вы будете использовать ваши двигательные мышцы, чтобы сопротивляться толканию, потому что ваши опорные мышцы теперь действуют в другом направлении, отличном от направления толчка. Чтобы остановить толчок вы начнете толкать обратно с такой же силой. Если ваш противник начнет менять направление своего толкания, в вашем ответном действии не будет ничего автоматического! Поэтому, если вы как-то сможете заставить ваше тело действовать так, как будто толкание было результатом силы гравитации, то вы сможете расслабиться и позволить вашим автоматическим реакциям нейтрализовать толчок. Мой первый учитель Тайцзицюань однажды сказал нам «сделайте гравитацию вашим другом». К сожалению, в то время я не понял, о чем он говорил!

Что такое Чжань Чжуан

Чжань чжуан часто переводят как Стояние столбом. Это название относится к ряду неподвижных упражнений, в которых тело сохраняется чрезвычайно спокойным и в большинстве случаев выпрямленным, хотя есть несколько поз, где позвоночник не вертикален. Назначение этих упражнений – осознать опорные мышцы и затем приобрести некоторую степень контроля над ними.

Первая задача – это почувствовать как тело действует против гравитации. Лучшим способом сделать это – это стоять и чувствовать (наблюдать), другими словами – Чжань чжуан. Существует несколько позиций для получения различных эффектов на тело, но наиболее распространенным является стояние с поднятыми руками, как бы охватывающими большой шар перед грудью. Чтобы изолировать опорные мышцы, вы должны расслабить двигательные. К сожалению, двигательные мышцы будут вмешиваться, так как большинство людей, по видимому, с самого раннего возраста начинают неправильно их использовать, возлагая на них задачу стабилизации тела. Из-за того, что вы не можете действительно почувствовать опорные мышцы, вы должны стараться расслабить все мышцы. Поскольку ваше восприятие вовлечено, вы можете осознавать только двигательные мышцы. Вот почему мой учитель (и ваш возможно тоже) говорил «не используйте никаких мышц». Итак, первой задачей в действительности является заново обучить ваше тело использовать опорные мышцы. Следующим шагом является попытка интегрировать движения тела, чтобы использовать опорные мышцы против любого встречного сопротивления так, как будто они действуют против гравитации. Это даст вам основу силы всего тела. Как говорится в классике Тацзи: «твердое рождается в мягком». Со временем ваши руки и тело станут на ощупь очень тяжелыми. Дальнейшие тренировки нужны будут для способности использовать тело естественным образом и особенно для интегрирования двигательных мышц и фасций (соединительной ткани) в выбросе силы (фали или фацзинь), но это уже тренируется не в Чжань чжуан.

Является ли Чжань чжуан необходимым?

Нет. Некоторые люди могут достичь тех способностей, присвоенных выше вашему воображаемому учителю, без каких-либо неподвижных практик. То, что они возможно делают, это тренируют много медленных упражнений (либо формы, либо упражнения подобные наматыванию шелковой нити). Ключом к их практике также является расслабление всех двигательных мышц (которые, поскольку они вовлечены, являются всеми мышцами) и воображение, что они двигаются против какого-то легкого сопротивления (например, как при движении в воде). Понемногу опорные мышцы начнут вовлекаться в подобной манере, как я описывал ранее. Иногда практикующие могут «хитрить», выполняя формы как серию статических поз. Идея та же, как и в Чжань чжуан, но они тренируют опорные мышцы в позициях, используемых в формах.

Ту-Кай Лам
How can relaxation produce more force by Tu-Ky Lam
Перевод: Фаттаховой С. chentaichi.ru

Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт

вопрос-ответ
  Вопрос:  Тайцзицюань и багуачжан являются даосскими стилями?

Ответ:
Миф о том, что тайцзицюань является даосским стилем, идет, очевидно, от легенды о Чжан Саньфэне. Вообще, в настоящее время существуют две различные версии происхождения тайцзицюань. Согласно той, которая является ныне официальной, тайцзицюань - это боевое искусство семьи Чэнь из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань, а разработал его либо Чэнь Бу, благодаря которому в XIV веке род и переселился в Чэньцзягоу (до этого члены этой семьи проживали в Дахуайшу уезда Хундун провинции Шаньси), либо Чэнь Вантин (Цзоутин), живший в XVII веке. В любом случае в "чэньской" версии никаким даосизмом и не пахнет; члены рода Чэнь были самыми обычными людьми. Конкурирующая версия выводит тайцзицюань либо от Хань Гунъюэ, жившего в Эпоху Южных и Северных династий (VI век), либо от Чжан Саньфэна с гор Удан. Исследование этой версии начал в 1930-х годах знаменитый мастер тайцзицюань У Тунань, а его ученики продолжали в настоящее время. Рассмотрим результаты их исследований подробнее. Они установили, что тот стиль, что, возможно, был создан Хань Гунъюэ, был утерян еще в средневековье, и связывать его с современным тайцзицюань было бы неправильно. Чжан Саньфэнов в исторических документах упоминается два, их имена записывались разными иероглифами, они жили в разное время, и в исторических документах нет никаких упоминаний о связи этих даосских отшельников с боевыми искусствами. Тот Чжан Саньфэн, что жил при династии Южная Сун, считается представителем стиля, который условно можно назвать "южной ветвью тайцзицюань"; этим стилем, возможно, занимались такие упоминаемые в хрониках люди, как Ван Чжэннань и Чжан Сунси; этот стиль к настоящему времени утерян и о нем ничего достоверно не известно. Распространенная ныне версия тайцзицюань может быть условно названа "северной ветвью тайцзицюань" и прослеживается до того Чжан Саньфэна, что жил на стыке династий Юань и Мин. Он создал т.н. "тайцзицюань из тринадцати форм" на основе неоконфуцианского учения о Великом пределе и даосской "наработки Великого предела". Таким образом даже в этой версии основа тайцзицюань не является чисто даосской, да и последующие преемники традиции даосами вовсе не были. Значит, оснований считать тайцзицюань "даосским стилем" нет. 
www.molomo.ru
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее