Тренировки  • Товары и услуги  • Аренда  • Соревнования  • Правила  • Статьи  • Анонсы  • Спарринги  • Барахолка  • Обои  • За компанию  • розыск  • Ссылки

Эстетика боя - гармония Бесформенного


На первых этапах свойственно переоценивать значение боевого аспекта, которое понимается лишь как искусство боя. Кажется, что все занятия подчинены лишь тому, как эффектно и быстро одолеть соперника. Трудно понять, что эти боевые формы — врата в глубокий мир наиболее тонких духовных структур человека, а следовательно, и универсальный путь воспитания, не ограничивающийся лишь искусством самозащиты. Но может наступить и другая крайность — за глубокомысленными и напыщенными рассуждениями о «внутренних основах» ушу забывается, что все начинается с тщательной отработки боевых элементов, простейших навыков укрепления физического и психического здоровья. Таким образом, боевой аспект может пропасть вообще, как, например, это случилось во многих современных стилях тайцзи-цюань.

Надо всегда оставаться в «золотой середине», в «промежутке» между боевым и гражданским, внешним и внутренним, ведь не может же быть боевого искусства без боевых приемов, равно как не может существовать ушу лишь как способ постановки сильного удара, типа европейского бокса.

В начале века, впрочем, как иногда и в наши дни, эта полифункциональность ушу не замечается европейцами — по этой причине в обиход вошло нелепое выражение «бокс Великого предела» (имеется в виду тайцзи-цюань), что ставит искусство на уровень европейского аналога и лишает его внутренней перспективы.

Целостность, объемность жизни, ее постоянная неоднозначность, кажущаяся противоречивость, ведущая на самом деле к единству, — это путь полнокровной жизни человека вообще, а не только бойца ушу. Об этом универсализме принципов боевых искусств образно говорил один из канонов тайцзицюань: «Одна деревянная подпорка не удержит всей конструкции, одной ладонью не сделаешь хлопка в ладоши. Это справедливо не только для гражданской основы и боевой тренировки, но и для всех явлений в мире. Гражданское — это внутренний принцип, а боевое — это внешнее множество техники. Внешнее множество техники без внутреннего принципа — всего лишь отвага грубого свойства… Тот, кто обладает лишь внутренним принципом без внешней техники, кто лишь думает об искусстве покоя и ничего не знает о способах ведения поединка, проиграет, едва допустив малейшую ошибку».

***
Истинное величие воина состоит в отсутствии у него постоянной формы, свидетельствуют древние стратеги. Он вечно не равен сам себе, безотносителен ситуации и бесконечно превосходит ее своим непостоянством. Именно к такой концепции «бесформенного» боевого искусства пришли через много столетий великие школы ушу, такие как синыщюань, объявившая высшим мастерством «кулачное искусство за пределами кулачного искусства», или тайцзицюань, учившая, что «истинный удар исходит из пустоты».

Всякая великая мудрость всегда предельно прагматична и рациональна. Она не отвлечена от реальности жизни, но, как бы вбирая ее в себя, бесконечно превосходит ее, давая новую познавательную глубину всем образам. Понятия «полное — пустое», «мягкое — жесткое», будучи, казалось бы, столь «философичными» и далекими от реальностей боя, приобретают в концепции «воинской школы» вполне конкретное воплощение. Небесные абстракции неожиданно полно реализуются на земле. Бой приобретает эстетическое звучание, он симфоничен, у него есть своя гармоничная архитектоника, свои мотивы и обертоны. Он рассыпан в массе полузвуков, переливов, неожиданных затуханий и взлетов, что в конечном счете строит победу. Это не победа через силу, жесткость или, наоборот, через слабость и податливость, это победа через Небесную гармонию, некую сверхобыденную гармоничность любого поступка, выполняемого в соответствии с естественным ходом Дао.

источник: taiji.co.il

Комментарии
Нет комментариев
* для добавления комментариев необходимо войти или зарегистрироваться
меню вид спорта календарь

добавить информацию на сайт
  • О сайте
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Добавление инфо
  • Отзывы
  • Статистика
  • Прочее