Скорость и мощность – ключевые факторы в мире аквабайка. К сожалению, моторный отсек скутера предоставляет двигателю довольно маленькое рабочее пространство. В связи с этим, многие самые распространенные методы повышения мощности в гидроциклах неприменимы. Я говорю об увеличении рабочего объема двигателя, увеличении количества цилиндров или длины хода поршней. Не практичны и методы, связанные с увеличением максимальных оборотов двигателя или изменением степени сжатия – все это приводит к дополнительным хлопотам в обслуживании или необходимости использовать дорогое высокооктановое горючее.
В таком случае, откуда же берется мощь современных аквабайков? Как правило, разработчики используют системы сжатия поступающего в мотор воздуха. В двигатель с такой системой поступает больше воздуха, и он вырабатывает больше мощности. Чем больше воздуха поступает в мотор, тем больше топлива можно сжигать, и тем больше энергии выделяется в каждом цилиндре. Нагнетатель – наиболее распространенный элемент повышения мощности в индустрии аквабайков. В сущности, нагнетатели представляют собой компрессоры, которые под давлением направляют воздух в двигатель. Напор воздуха создается насосом, который приводится в действие при помощи ременчатой передачи от коленчатого вала. В самых крутых двигателях поступающий воздух предварительно охлаждается с помощью интеркулера, который, таким образом, еще сильнее сжимает воздух. Поэтому в моторы, оснащенные интеркулером, поступает еще больше воздуха, что приводит, как вы догадались, к еще большей мощности. Чем отличаются нагнетатели от турбокомпрессоров? Турбокомпрессоры используют энергию выхлопных газов, чтобы привести в движение насос. Выхлопные газы проходят через лопасти турбины и вызывают ее вращение. На диаметрально-противоположной стороне турбины лопасти, наоборот, загребают воздух из внешней среды, сжимают его, и отправляют в мотор. Инженеры компании Honda используют турбокомпрессоры с незапамятных времен, однако остальные производители обходят стороной эти устройства по одной причине. Дело в том, что, хотя турбокомпрессоры и вырабатывают хорошую мощность на высоких и средних оборотах, они имеют серьезный недостаток: провал производительности, или “турбо-яма” при низких оборотах. В отличие от них, нагнетатели вырабатывают почти постоянную мощность, делая возможным хорошее ускорение практически в любой момент. Преимущество турбокомпрессоров заключается в их простоте, небольшой массе и универсальности в расположении конкретных частей относительно двигателя. Так же, турбокомпрессоры используют энергию выхлопных газов - они не отбирают ни одной йоты мощности, уже выработанной двигателем. В противоположность им, нагнетатели приводятся в движение коленчатым валом. Очень часто это отражается на некоторой потери в мощности при оборотах, близких к максимальным. Обе системы сжатия воздуха подвергают двигатель серьезным нагрузкам, увеличивая рабочие температуры и давления. К тому же, нагнетатели еще и охотливы до топлива. Но несомненный плюс нагнетателей в их постоянной, жесткой связи с двигателем, благодаря которой они в любой момент могут дать хорошую прибавку мощности. Нагнетатели и турбокомпрессоры уже долгие годы используются на гидроциклах. Что будет дальше – сложно сказать. Возможно, эти устройства прослужат нам еще не один десяток лет, а может, совсем скоро их сменит новое, более эффективное изобретение. |