Постоянный рост результатов во всех плавательных дисциплинах предполагает планомерную и систематическую тренировку начиная с деккого возраста. Пловец получает подготовку во всех четырех способах плавания. При этом оказалось, что лучше всего начинать с обучения движению ног в данном способе плавания, а затем-движению рук, общему движению и дыханию. Особое значение на всех этапах подготовки надо придавать дыханию. В большинстве случаев ошибки при дыхании вызывают другие технические ошибки. Для отдельного обучения движению ног применяют доску из пенопласта: размеры доски -220 мм х 280 ммх40 мм. Такая же доска или воздухонепроницаемые резиновые полоски могут использоваться для отдельного обучения движению рук.
В течение годичной тренировки наряду с плавательной тренировкой проводится целенаправленная атлетическая подготовка на суше. В зависимости от тренировочной концепции, годичного плана тренировки и содержания соответствующего тренировочного периода в спортивном плавании применяются все известные тренировочные методы. Для развития быстроты используются повторный метод и интервальный метод на коротких отрезках с относительно непродолжительными периодами отдыха. Для развития основной выносливости служит преимущественно метод на выносливость, переменный и интервальный методы с увеличивающимися по длине отрезками. Специальная выносливость развивается в основном с помощью интервального метода на более коротких отрезках, с помощью серийной интервальной тренировки, а также соревновательного и контрольного методов. В тренировке пловца находят применение многообразные организационные формы в зависимости от задач соответствующего тренировочного занятия и наличия воды. При групповой тренировке особенно оправдывает себя плавание поперек бассейна или плавание «по образцу» (групповой старт). Тренер при этом хорошо видит всех, а тренировка носит характер соревнований. Целесообразной организационной формой оказалась и «бегущая дорожка» («упражнение в потоке»). Эта форма применяется преимущественно в тех случаях, когда в распоряжении находится небольшая тренировочная площадь. При этом тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены плыли «в свою силу» для того, чтобы но возможности избежать «однотонности» движения дорожки. |