Организованное пребывание в воде, при котором разносторонне применяются игровые и соревновательные формы из всех областей плавания, игры, ныряния и прыжки, обозначается как «массовое плавание». Здесь на первом плане стоят: общее повышение работоспособности, жизнерадостности и отдых, повышение сопротивляемости за счет влияния солнца, воздуха и воды. Соревнования в массовом спорте старше, чем нынешние спортивные дисциплины. Они почти не ограничиваются предписаниями. Творческой силе и находчивости, включая систему проведения и способы судейства, предоставляется полная свобода. Материальное обеспечение. Приморские и речные пляжи, крытые бассейны, малые бассейны, вспомогательные возможности для плавания и купания, бассейны в школах, жилых кварталах и на предприятиях создают хорошие предпосылки для обучения плаванию и распространения массового и спортивного плавания. Тренировочные снаряды. В массовом плавании можно достичь большого воздействия малыми затратами. При особых требованиях необходимы специальные снаряды для ныряния (пластиковые тарелки, конусообразные доски), мячи, так называемый «большой мяч», секундомер и рулетка. С помощью собственных сил и имеющегося подручного материала можно создавать снаряды для увлекательных упражнений. Правила. В области массового плавания нет строгих правил соревнований. В соответствии с составом и уровнем подготовленности участников берут правила из других специальных областей для сравнения результатов и варьируют их. Особенно популярны многоборья, которые состоят из различных комплексов упражнений и сравниваются при судействе по системе очков. Ныряние во дистанции. Незначительное высовывание отдельных частей тела, за исключением лица, допускается. Самая длинная дистанция составляет SO м. Измеряется расстояние от стартовой тумбы до места появления лица на поверхности воды. Для того чтобы повысить безопасность спортсменов в нырянии, на дистанции требуется оснастить ныряющего хорошо видимым плавательным предметом, девающим на поверхности воды, с которым он соединяется веревкой. Ныряние за тарелками. На дне раскладываются 10 тарелок. Соревнующийся собирает возможно большее число тарелок и поднимает их наверх, не выныривая во время поисков. При равном количестве решает время. Ныряние за кеглями. На дне лежит снабженная свинцовой приставкой доска, на которой с помощью крюков с замками укреплены деревянные кегли. Ныряльщик имеет задание снять с крюков кегли. Когда все девять кеглей сняты, он поднимает кегельную доску на поверхность воды. Судейство ведется по системе очков. Прыжки на дальность После прыжка со старта соревнующийся старается проскользить по воде как можно дальше. Запрещается любая помощь в продвижении вперед. Лицо остается в воде. Измеряют расстояние от стартовой стенки до кончиков пальцев при выныривании лица. При равном расстоянии решает время. Ватерпольное троеборье состоит из 50-метрового дриблинга (плавание кролем с продвижением мяча вперед перед головой), броска на дальность и броска в цель. Судейство проводится по очкам. Разное. К массовому плаванию относятся также многие формы представлении и показательных выступлений, целый ряд игр и увеселений на снарядах и со снарядами, которые пользуются успехом у зрителей. Среди прочих сюда относятся игры «шибебалль» и «пашбол», в которых две партии пытаются пробить или протолкнуть в ворота противника мяч, объем которого составляет 1,50 м и более. Техника. Технических требований в массовом плавании очень немного. Основными требованиями являются: предотвращение опасностей, быстрое понимание и применение физиологических эффектов, возможность испытать радость и азарт. В связи с этим из всех областей спортивного плавания могут быть взяты и использованы простые формы упражнений. Формы упражнений. Здесь следует упомянуть о богатстве форм и многообразии упражнений. Спортивное плавание бывает представлено соревнованиями на коротких дистанциях всеми способами плавания, при этом возможно расширение этого арсенала с помощью плавания на боку, плавания «по-собачьи» и комбинаций всех видов. Из фигурного плавания можно заимствовать плавание «по-собачьи» вперед головой и вперед ногами, плавание с поднятой ногой и т.д. Существует много вариантов плавания с мячом. Плавание с препятствием предоставляет множество возможностей для организации: плавание через резиновые камеры и буи с переворотом вперед или назад, с лазанием, нырянием и прочим, плавание «с ложечкой для яиц», плавание с зонтом, плавание со связанными руками или ногами. Нырятельные упражнения. К ним относятся; ныряние по дистанции, ныряние за тарелками, ныряние за кеглями и прыжки головой вниз. Подготовка и тренировка. Тренировочное занятие должно быть радостным и создавать компенсацию профессиональной деятельности, сообщать чувство уверенности в воде и способствовать сохранению здоровья. Богатство форм из всех областей упражнений обеспечивает разнообразную и занимательную организацию. Плавание, ныряние, прыжки и игры должны предусматриваться в каждом занятии. Руководитель не должен увеличивать количество занимающихся в. группах массового плавания свыше 12-15 человек, с тем чтобы был постоянный и всеобъемлющий контроль. Следует соблюдать общие правила купания. Если нет возможности использовать общественные бассейны, то следует выбирать известные, безопасные и соответствующие гигиеническим требованиям водоемы. Для обеспечения безопасности требуется присутствие спасателя. Обучение плавании). Первый этап. С помощью различных упражнений обучающийся должен ознакомиться со свойствами воды; он должен узнать раздражители в виде холода и давления воды и научиться продвигаться в воде. В конце первого этапа обучающийся должен уверенно чувствовать себя в воде и уметь плавать. Это означает, что он должен двигаться в мелкой и глубокой воде, без страха прыгать в глубокую воду, ориентироваться там и с помощью движений рук и ног при достаточно регулярном дыхании проплывать определенные отрезки. Цель первого этапа, выходящая за рамки известного до сих пор «освоения в воде», требует изучения следующих пяти основных плавательных навыков. Нырянне. Цель заключается в том, чтобы уверенно ориентироваться и двигаться в воде с открытыми глазами; при этом новички должны научиться противодействовать воздействию воды и сдерживать защитный рефлекс глазного века. Прыжки Необходимо достичь того, чтобы обучающийся прыгал в глубокую воду с высоты как минимум ) м и выполнял прыжок вниз головой с бортика бассейна. После прыжка в воду сопротивление воды особенно ощутимо. Скольжение. Новички должны уметь после мощного отталкивания скользить по поверхности воды на груди или на спине 3-4 м. Овладение этим навыком представляет собой важнейший шаг от новичка к пловцу. После ознакомления со статическим действием (плавание без движения) занимающийся должен прочувствовать динамическое действие; при этом воздействие воды из-за отталкивания усиливается. Продвижение. Освоение этого основного навыка наиболее отчетливо показывает, что на первом этапе обучения следует стремиться к значительно более разносторонней подготовке, чем при прежнем обычном освоении в воде. В данном случае цель состоит в следующем: с помощью рук и ног при регулярном дыхании проплывать определенные отрезки, при этом к качеству движений не предъявляется никаких требований. Дыхание. Конечная цель при освоении этого основного навыка состоит и том, чтобы уметь в регулярной последовательности производить выдох в воду и вдох над водой, чтобы постоянно обеспечивать организм кислородом. Методы. Суть заключается в том, чтобы освоить навсегда вышеназванные пять основных качеств в кратчайший срок. Учебный процесс в плавании никоим образом не отличается от общего моторного учебного процесса, т.е. 3 фазы обучения - общая координация, тонкая координация и стабилизация движений - должны быть освоены с помощью методов демонстрации, упражнения с объяснением и исправлением ошибок. При комплексном развитии пяти основных качеств необходимо учитывать дидактические принципы (прежде всего планомерность, систематичность, доступность и закрепление). Дошкольное плавание-это первый этап основополагающей подготовки в форме групповых занятий с 5- и 6-летними детьми. Наибольшее значение дошкольного плавания заключается в обеспечении личной безопасности в воде: чем раньше дети научатся уверенно двигаться и держаться в воде, тем меньше опасность того, что они могут утонуть. Кроме того, врачи и педагоги единодушно утверждают, что плавание в раннем детском возрасте благоприятно сказывается на общем развитии детей; оно закаляет, предотвращает нарушения осанки и помогает уменьшить уже имеющиеся нарушения. Оно облегчает преодоление психических отклонений, таких, как чрезмерная застенчивость, нервозность, бессонница, и обладает сильным воспитательным воздействием (воспитание мужества, умения вести себя в коллективе, формирование гигиенических привычек). Методы и средства. В дошкольном плавании первый этап основополагающей подготовки проводится с помощью разнообразных физических упражнений, помогающих целенаправленному освоению навыков. Занятия могут вести преподаватели спорта, инструкторы и воспитательницы детских садов; основное условие заключается в том, чтобы обучающий владел необходимым педагогическим мастерством и сам свободно плавал. Как раз в дошкольном возрасте очень важно разнообразить занятия с помощью вспомогательных снарядов. Вспомогательные снаряды дают возможность занимающимся испытать радость от занятий и в зависимости от конкретных задач способствуют повышению интенсивности занятий, а также помогают преподавателям лучше следить за учащимися во время групповых занятий. Использующиеся в плавании вспомогательные снаряды, такие, как палки и доски для скольжения, плавательные перекладины, предметы для ныряния и мелкие плавающие игрушки, не следует заменять закрепляющимися на туловище предметами, помогающими в продвижении (поплавки, надувные подушки и т.д.), так как они вводят в заблуждение новичка относительно истинного поведения тела в воде. При групповых занятиях большое значение следует придавать организационным формам. Испытанными формами при обучении пяти основным навыкам являются ряд, линия, круг, упражнение с партнером, в группе с захватом рук и без него. Необходимо организовать преподавание, и прежде всего первые занятия, таким образом, чтобы дети всегда находились вблизи предметов, ограничивающих площадь занятий. Материальное обеспечение. Наиболее подходящим является бассейн, в котором глубина возрастает постепенно (примерно с 60 см до 1 м 20 см); однако вполне можно использовать и более глубокие бассейны, такие, например, как крытые бассейны массового пользования. Температура воды должна быть от 26 до 28 'С В дошкольном возрасте первый этап основополагающей подготовки должен проводиться в форме курсов, т.к. здесь достигаются лучшие успехи и подготовку можно вести также в летние месяцы во время каникул. Плавание детей младшею возраста. Т. к. преподавание плавания детям в возрасте от 9 месяцев до 3 лет требует помощника для каждого ребенка, оно сопряжено с большими затратами и естественным риском. Второй этап. На основе разносторонней подготовки на первом этапе основная задача второго этапа состоит в том, чтобы обучить занимающихся всем 4 способам плавания. 2 способа плавания изучаются в общих чертах, а 2-досконально; основываясь на этом, начинают тренировку. Кроме того, необходимо изучить стартовый прыжок, старт на спине и высокие повороты. Важным здесь является комплексное обучение двигательным навыкам и комплексное развитие двигательных качеств. Начальный способ плавания. В основополагающей подготовке детей (в особенности дошкольного и младшего школьного возраста) оказалось целесообразным начинать со способов плавания, где происходят попеременные удары. Чередующимися движениями дети в раннем возрасте овладевают легче, чем синхронными. Благодаря изучению способов плавания с попеременными движениями одновременно закладываются основы для нескольких способов плавания (вольного стиля, кроль на спине, баттерфляй) и таким образом широко осуществляется принцип разносторонности; способы плавания с попеременными движениями имеют большое значение в борьбе с нарушениями осанки, т.к. благодаря чередующейся работе мышц спины и груди повышается подвижность позвоночного столба. В качестве организационных, форм на втором этапе применяются; плавание поперек бассейна (прежде всего на первых занятиях, когда обучающийся еще недостаточно хорошо владеет двигательными навыками), упражнения по образцам, занятия в потоке и плавание по одной дорожке. |